09.08.2013 / Общество

Мы с Тамарой ходим парой - соцработник и медсестра

Фото с сайта http://gov.cap.ru

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов открылось в областном центре в апреле прошлого года. Для Мурманска это была новая форма работы. И адресована эта социальная услуга тяжелобольным людям, в основном находящимся на постельном режиме.

- Работаем с теми, кто нуждается в постоянном медицинском обслуживании, - рассказывает заведующая отделением Марина Орлова. - Наши подопечные - люди с тяжелыми заболеваниями. Такими, например, как психические расстройства в стадии ремиссии, туберкулез, онкология и так далее. Их навещают как соцработник, так и медсестра. И навещают не два-три раза в неделю, как предполагает обычное обслуживание пожилых людей на дому, а чаще - по необходимости. К социальным услугам, таким как покупка и доставка на дом продуктов питания, помощь в приготовлении пищи, уборка жилых помещений, содействие в оплате жилья и коммунальных услуг и так далее, добавляются санитарно-гигиенические: одевание, обмывание, смена подгузника, профилактика пролежней, кормление ослабленных граждан и другие. Медсестра выполняет предписания врача: делает компрессы, перевязки, инъекции, клизмы...

Людям, оказавшимся изолированными от общества (а среди клиентов - лишь одинокие), прикованным болезнью к постели, очень важно непосредственное общение. И это не только беседы, позволяющие морально поддержать человека. Тут для соцработника большое значение имеет способность участливо выслушать подопечного. Старым людям есть о чем рассказать, им очень хочется выговориться. Такая вот психологическая помощь, как отмечает Орлова, обязательно значится в перечне социальных услуг для этой категории граждан.

На базе специализированного отделения в январе нынешнего года открылась служба надомных сиделок. Это уже для самых тяжелых. Их социальный работник навещает даже не один, а два раза в день. Но это в течение рабочей недели - в выходные кормить и переодевать больного приходится родственникам или соседям. Кто-то приглашает в эти дни платную сиделку.

И вот какая проблема неожиданно вырисовалась при уходе за такими людьми - ожидание врача. Понятно, что, если человек тяжело болен, врач ему время от времени требуется. Для срочных вызовов есть скорая. Но на каждую жалобу она ездить не будет, а вот участкового врача порой приходится ждать часами. Больной - что ему остается делать? - дождется. Соцработник же, день которого распланирован по часам, столько времени терять не должен: другие клиенты ждут его помощи. Но и уйти, не дождавшись доктора, нельзя. Кто дверь откроет? Кто медицинские предписания запишет, в аптеку сходит? Немало времени и нервов на это ожидание тратится попусту…

И, к сожалению, как решить эту проблему, пока не ясно. У медиков свое объяснение: кадров не хватает, работать некому. Где-то даже заведующим отделениями приходится выходить на участок. Поэтому и личные контакты соцработников с врачами, и договоренности не всегда помогают делу.

Как стать клиентом специализированного отделения социально-медицинского обслуживания?

- Люди обращаются к нам, получив информацию от знакомых, соседей, врачей, из СМИ, - рассказывает Марина Орлова. - Врачи сами направляют нам медицинские заключения, если есть требующие ухода одинокие пациенты, подпадающие под условия: женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60, инвалиды - с 18 лет. Первоочередное право получить такую услугу имеют ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды первой группы, граждане старше 80 лет, ветераны труда.

Одним из важных условий, как уже говорилось, является одиночество клиента. Тех, кто проживает с родными, не принимают. Бывает даже, человек фактически живет один, но в квартире кто-то прописан. Такого тоже опекать не положено - предполагается, что о нем должен позаботиться прописанный родственник. Впрочем, каждый случай рассматривается индивидуально. У одного больного пожилого мурманчанина, например, сын прописан, но уехал в другую страну, несколько лет о нем ни слуху ни духу. И больше ни одной родной души рядом. Как отказать в таком случае?.. В общем правил без исключений не бывает.

О соцработниках и медсестрах, которые работают с клиентами, Марина Орлова рассказывает с большой теплотой.

- Девочки у меня замечательные. Ведь не секрет, что больные люди зачастую бывают капризны. Но наши сотрудники делают все необходимое, чтобы восстановить душевное равновесие своих подопечных, улучшить их состояние. Как правило, на такой работе остаются люди с доброй душой, активные, коммуникабельные.

60 человек может обслужить само отделение, 6 человек - служба надомных сиделок. Все места заняты, а нужны бы дополнительные. Своей очереди получать услуги отделения дожидаются 13 человек, службы надомных сиделок - двое.

Будет ли расширяться специализированное отделение социально-медицинского обслуживания? Этот вопрос я задала Леле Акаченок - директору Мурманского комплексного центра социального обслуживания населения, в структуру которого оно входит.

- Непременно будет. В следующем году хотим увеличить численность клиентов в полтора раза, - пообещала директор. - Хотя очередь туда сейчас вроде и небольшая, но время от времени возникает такая потребность у обслуживаемых на дому обычных подопечных, которых надо перевести в специализированное отделение. Возраст, болезни, инфаркты... По состоянию здоровья им уже не хватает того объема услуг, который предоставляют только социальные работники. Так что планируем расширяться.

Галина ДВОРЕЦКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.08.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня