05.10.2013 / Общество

«Азбука Морзе» в стиле рок

Фото: Михаил Антонов

В новый тур «Азбука Морзе» из ста концертов отправилась легендарная питерская группа «Пикник». Вот что рассказал нашему питерскому корреспонденту лидер «Пикника» - певец, музыкант, поэт Эдмунд ШКЛЯРСКИЙ.

- Как вам удается каждый год делать новую программу?

- Как-то придумываем (улыбается). Сейчас у нас появилась неплохая песня под названием «Азбука Морзе», которая и дала название программе. Делаем декорации технологического содержания, новые инструменты, у нас есть «аппарат Морзе», который участвует в программе, есть и металлическая плоская гитара, причем мы на всем этом играем, это не бутафорская история.

А почему нужна новая программа каждый год? Есть такой запрос организаторов концертов в разных городах и поклонников: механизм должен вертеться в определенном режиме. Бывает, конечно, момент, когда новые песни не появляются, творческий тупик…. Но в загашнике у нас еще очень много вещей. Они не выпускаются по той простой причине, чтобы не возникло затоваривания и девальвации. Были чудесные времена, когда «Битлы» и «Роллинги» записывали по два, а то и по три альбома в год, когда жизнь рок-н-ролльная бурлила. Теперь же мы стараемся раз в два года делать новый альбом.

У каждого - своя история. Вы, наверное, слышали такую фразу: «Пусть новые песни пишут те, у кого старых нет». Эта отговорка хорошая, потому что все равно нужен какой-то толчок, который человека поднимает на вершину, где он может переплюнуть самого себя. Это не всегда получается, но нужно попробовать, да и жить старыми заслугами не особо хочется. Я, например, всегда в ожидании нового диска от любимых исполнителей. И меня радует, что великий Питер Габриэль записал новый диск, хотя у него есть старые песни, с которыми он пожизненно может кататься.

- «Пикника» мало на ТВ, но вы очень активно ведете себя в Интернете… Сегодня это основной способ распространения новой музыкальной информации?

- Не только. Клипы, которые снимаем, выходят на DVD, выкладывают в Сеть. Иногда наши клипы появляются на специальных музыкальных каналах. От сотрудничества с федеральными телеканалами мы не отказываемся, но давно поняли, что у тамошних редакторов и наших зрителей разные предпочтения. Помню, еще в конце 80-х они охотно брали «быструю» песню «Праздник» и игнорировали «Иероглиф». В начале нулевых никто не брал в ротацию «Египтянина». А народ на концертах требовал именно «Иероглиф» и «Египтянина», и в итоге именно эти песни стали нашей визитной карточкой. Все-таки выбирает публика, как ни крути.

- Однажды вы сказали фразу: «Мы - не артисты»… И это говорит человек, три десятка лет гастролирующий по белу свету!

- Это было сказано про съемки клипов. Мы сразу предупреждаем режиссеров клипов, что мы не артисты, нас драматические роли не привлекают. Мы можем в кадре играть на гитарах и барабанах, но перевоплощаться в каких-то детективов и других персонажей не станем - для этого есть театральные вузы, которые каждый год выпускают таланты.

- Если у вас всегда в запасе много песен новых и старых, то зачем вам было выпускать альбом «Три судьбы» еще и с чужими песнями?

- Не с чужими, а с любимыми. У нас дома была пластинка Вертинского, папа его любил, и мне его романсы нравились, он уникальный для нашей песенной культуры человек. Люблю я и народные песни. Хотя, честно говоря, мне не нравится никто, за исключением Жанны Бичевской, которая проникновенно и бережно исполняет народные песни. А вот другие, мне кажется, вкладывают какое-то чувство превосходства, порой даже ерничества, вносят отсебятину в эти, по сути, классические произведения, которые уже доказали своим существованием, что они любого исполнителя «заткнут». Не стоит относиться к песенной классике легко, играючи, поскольку это совершенно другая история…

- Почему одна группа держится в течение тридцати лет, а другие, часто не менее талантливые, скисают…

- Если бы кто-то мог ответить на этот вопрос! Как раз недавно у нас случился длинный перелет, и в салоне показывали американский фильм «Не исчезай» (картина о парнях из Нью-Джерси, что под впечатлением от «Роллинг Стоунз» на шоу Эда Салливана создали свою команду и пытались подняться. - Прим. авт.) - историю одной из тысячи групп, которая образовалась, когда появились «роллинги» и «битлы». Ребята были уверены, что тоже будут знаменитыми, пришли к продюсеру на начальном этапе, и он им сказал: «Парни, вам надо играть - где угодно и очень много», на что они возразили: «Если мы будем много играть, пропадет наша загадочность…» Но ведь прежде чем «битлы» стали «битлами», они два года пахали в клубах, пели на немецкой чужбине, съели свой пуд рок-н-ролльной соли, закалившись в боях, пройдя естественный отбор… Мне кажется, один из секретов не только успеха, но и долголетия в том, чтобы все время быть в тонусе. Нельзя останавливаться, даже когда все осточертело, когда ты устал, выжат как лимон.. Потому что если группа остановится, то невозможно будет догнать время.

- Правда, что несколько лет назад вы, по национальности поляк, католик, совершили паломничество, отправившись к папе Иоанну Павлу II в Польшу?

- Впервые это случилось 20 лет назад, как раз перед путчем. Очень много людей ехало из Санкт-Петербурга, Москвы, Белоруссии, а потом все колонной шли четыре дня, что было сделать совсем не просто. Сейчас мы обдумываем, как совершить еще один акт паломничества, на этот раз целый месяц надо идти. Если ты прошел такой путь, то получаешь индульгенцию с освобождением от грехов. Но, конечно, нам важна не эта формальная сторона, а духовное испытание, очищение. Но мы хотим повторить это…

- Летом вы активно выступали на различных рок-фестивалях. Любите такое рок-н-ролльное единение музыкантов и зрителей?

- Боюсь вас разочаровать, но больше всего я люблю сольные концерты. Даже когда приезжали Skunk Anansie (британская альтернативная рок-панк-команда. - Прим. авт.), которых я с удовольствием послушал бы, но так как они играли на оупен-эйр-фестивалях, у меня не было желания туда идти. Должен быть какой-то индивидуальный мир, который присущ этому артисту, поэтому фестивали - это не то место, по крайней мере для меня, куда бы я с радостью помчался слушать своего любимого исполнителя.

- Ваше рок-шоу «Азбука Морзе» заявлено как «музыкальное кибернетическое». «Кибернетика» - откуда у вас это слово? Понимает ли его ваша молодая публика? Сейчас же говорят - «мультимедийное шоу»...

- «Кибернетическое» потому, что мне кажется это слово более емким. Иногда слово непонятное, но оно содержит в себе особый посыл. Например, древние имена, мы не знаем, кто это и что, тот же Навуходоносор, но оно само по себе несет целый мир. Много таких завораживающих слов, в том числе и «кибернетика».

Фото: Михаил Антонов
Михаил АНТОНОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.10.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня