12.10.2013 / Общество

Кому повем печаль свою?

Слепая девушка вышла на остановке и оказалась в опасности...

Фото: Сергей Ещенко

Наконец-то хоть в одном российском городе реально создана почти вся городская инфраструктура доступной среды для инвалидов. Таким городом является Сочи, в котором в феврале пройдет XXII зимняя Олимпиада. Там при строительстве спортивных сооружений, гостиниц и культурных центров обязательным было условие - люди с ограниченными возможностями должны свободно передвигаться и осуществлять жизнедеятельность во время Олимпиады.

Кроме олимпийского Сочи в целом ряде регионов - в Северной Осетии, Чечне, Краснодарском крае, Чувашии, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Смоленской областях, в Санкт-Петербурге при софинансировании из федерального бюджета успешно создается безбарьерная среда для инвалидов.

К великому сожалению, в этом списке не упоминается Мурманская область. Причиной можно назвать аморфность многих чиновников администраций городов области, отвечающих за реализацию подобной программы и ограничивающихся проведением различных совещаний по программе «Доступная среда», выпуском различных постановлений и распоряжений, которые на деле не выполняются.

Таким господам (не товарищам!) чиновникам следует давно «проснуться» и перейти к реальным делам. Предлагаю не изобретать велосипед, а взять и применить в нашей области с некоторыми изменениями опыт стран Скандинавии по реализации подобных программ.

У наших северных соседей накоплен 30-летний опыт. Именно о нем и о его развитии речь шла на международной конференции «Универсальный дизайн в транспортном секторе в странах Северной Европы», проходившей недавно в Киркенесе.

Под термином «универсальный дизайн» во многих европейских странах подразумевается, что этой безбарьерной средой могут пользоваться не только люди с ограниченными возможностями. Нет, она служит многим - к примеру, пожилым людям, большая часть которых испытывает трудности при передвижении, или тем, кто временно потерял трудоспособность, или, например, женщинам с детскими колясками.

Наши скандинавские соседи не ограничиваются простой установкой разнообразных приспособлений - пандусов и подъемников для инвалидов-опорников, дублированием визуальной и текстовой информации на шрифте Брайля или голосом, укладкой брайлевских дорожек для ориентации в пространстве слепых и слабовидящих людей. Они подходят к развитию своей универсальной доступной среды комплексно. Попробую это объяснить на примере финских железных дорог и автобусных остановок на севере Швеции.

Сейчас в Финляндии при строительстве и реконструкции железнодорожных вокзалов стараются соблюдать простые правила. Суть их в том, что универсальная доступная среда должна быть устроена таким образом, чтобы человек с теми или иными ограничениями, пожелавший воспользоваться железнодорожным транспортом, потратил как можно меньше времени, добираясь от автомобильной парковки до своего места в вагоне. А для этого весь его путь оборудован пандусами, лифтами и брайлевскими дорожками.

Подобную схему доступной среды можно увидеть на Ладожском вокзале в Санкт-Петербурге.

К сожалению, на Мурманском железнодорожном вокзале пока вообще нет никакой «доступной среды». Говорят, что к 100-летнему юбилею Мурманска запланирована его реконструкция, после которой, как уверяют областные и городские власти и железнодорожное руководство, будут созданы все условия для инвалидов.

Транспортники на наш запрос ответили: хотите, чтобы слепой ездил в троллейбусе, предупредите за два дня. Это не шутка!

Мурманским чиновникам, отвечающим за состояние общественного транспорта, наверняка пригодился бы шведский опыт по интегрированию обычных остановок в доступную среду. Об этом на конференции рассказал архитектор Липак Вольфанг.

Свой рассказ он начал с демонстрации фотографий остановок общественного транспорта на севере Швеции. По их стандартам подходы к остановкам обязательно оборудованы пандусами и брайлевскими дорожками. Кроме этого, остановка должна быть освещена в темное время суток, прежде всего для комфорта и безопасности пассажиров, и оборудована скамейками.

Водитель, подъезжающий к остановке, должен остановить свой автобус строго в указанных границах. А чтобы он лучше видел эти границы, на асфальте рисуется желтая зигзагообразная зебра.

Несмотря на то, что в Швеции большая часть автобусов общественного транспорта являются низкопольными, подъехав к остановке, такой автобус должен опуститься вровень с остановкой, чтобы в его салон мог свободно заехать человек в инвалидной коляске.

И еще один рассказ вызвал много эмоций у российских участников конференции. Это произошло, когда речь зашла об уборке снега зимой. Читатель может задать вопрос: «Ну что в этом такого? Зимой ведь должны убирать снег». Должны, но вопрос в том, как убирать?

Жители нашей области наверняка будут удивлены, узнав, что по скандинавским стандартам толщина снега в общественных местах не должна превышать 5-10 сантиметров. А у нас в последние годы стала привычной картина, когда города завалены сугробами, а компании, отвечающие за уборку, начинают работать после очередного нагоняя со стороны прокуратуры.

Поэтому скандинавский докладчик не сразу понял вопрос председателя Мурманского регионального отделения Всероссийского общества глухих Виктора Нилипе: «А что будет, если какая-нибудь компания вовремя не уберет снег?»

Но, невзирая на нерадивых исполнителей и нехватку финансовых средств на развитие «Доступной среды для инвалидов», она местами есть и в нашей области. Но подчиняется каким-то непонятным и зачастую сумбурным правилам. Вроде бы троллейбусное предприятие и автоколонна-1118 и закупили низкопольные троллейбусы и автобусы. Но почему-то водители этих специально приспособленных для инвалидов машин нечасто подъезжают близко к бордюру. И как, скажите, нам входить в салон?

Почему в мурманских троллейбусах названия объявляют не перед тем, как троллейбус подъезжает к конкретной остановке, а только тогда, когда закрываются двери и машина продолжает путь? Это вводит в заблуждение слабовидящих и слепых пассажиров, которые ориентируются прежде всего по звуковой информации.

По словам Надежды Быковой, помощника председателя региональной организации Всероссийского общества слепых, у нас недавно произошла такая ситуация со слепой девушкой, которая, услышав в троллейбусе запоздалое объявление, вышла не на той остановке.

Не зная, куда идти, девушка вынуждена была стоять на одном месте, подвергая себя опасности, пока за ней не приехали родные. Об этом «Мурманский вестник» уже рассказывал.

После этого случая наша организация обращалась к руководству троллейбусного предприятия, на что нам ответили, что пока не имеют возможности исправить ситуацию. И просили впредь, когда слабовидящий или слепой человек вздумает воспользоваться троллейбусом, предупреждать их… за два дня. И это не шутка!

Увы, подобные ситуации, как ни страшно это звучит, типичны. Инвалидов многие по-прежнему считают людьми третьего сорта и под любым предлогом отмахиваются от них, не вникая в их проблемы.

А может, нашему обществу, и прежде всего различным чиновникам и руководителям фирм, посмотреть на нас как на обычных граждан, которым намного сложнее выживать, но мы хотим быть среди людей? У нас, как у любого человека, есть цели, желания, мечты, потребности. И мы также можем быть полезными для общества. Ведь слепой человек может оказаться классным массажистом. А дэцепэшник с его неуверенной походкой и невнятной речью может оказаться неплохим программистом. Или даже руководителем одного из районных обществ инвалидов.

Михаил ВЛАСОВ, заместитель председателя Кольского районного общества инвалидов ВОИ

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.10.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,615975,535878,654873,5746
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня