23.10.2013 / Общество

Вернулся к боевым друзьям

Фото Олега КНОРРИНГА.

«Непокорная копна волос без шлема, дерзкие светлые мальчишеские глаза», - так описывал в своем очерке «Русское сердце» Константин Симонов летчика Алексея Хлобыстова. 13 декабря 1943 года, когда с мурмашинского аэродрома он поднялся в свой последний боевой вылет, гвардии капитану было всего 25. Вернулся из того полета он только вчера. Во вторник, накануне 69-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, Героя Советского Союза Алексея Хлобыстова похоронили в Мурмашах.

Этому предшествовала странная и некрасивая история: в списке имен на граните над братским захоронением уже давно значится его имя. Но этой осенью мурманские поисковики объявили: в братской могиле в Мурмашах не может лежать легендарный летчик, совершивший единственный в истории авиации двойной таран. Не может - потому что найдены его останки только минувшим летом. А потом пошли споры, действительно ли нашли прах героя, дескать, есть официальная версия - похоронен, и точка.

Однако согласно спискам безвозвратных потерь 7-й воздушной армии командир эскадрильи Алексей Хлобыстов предан земле не был (фотокопии документов есть в свободном доступе). В приказе наркомата обороны об исключении из списков Красной Армии Хлобыстов значится пропавшим без вести. Его самолет не был найден, поэтому здравые сомнения вызывала у поисковиков надпись на граните. Лишь в базе общественного банка данных «Мемориал» гвардии капитан Хлобыстов значится похороненным в братской могиле.

Летом 2009 года в двадцати километрах от Заозерска поисковой группой «Икар» были найдены обломки истребителя американского производства Curtiss P-40 Kittyhawk. Уцелел бортовой номер машины - 1134. Согласно данным журнала учета потерь материальной части истребительного авиаполка, где служил Хлобыстов, этот номер принадлежал именно его самолету. Когда это выяснилось, поисковики вновь отправились в район обнаружения находки. И совсем рядом с разрушенной крылатой машиной нашли останки пилота. Немудрено, что сенсационная находка вызвала споры: экспертиза ДНК или реконструкция облика по останкам не производились, нет такой практики при работе с прахом воинов Великой Отечественной - процедура дорогостоящая. Но, сопоставив документы и воспоминания очевидцев рокового полета, поисковики уверились: им удалось найти именно Алексея Хлобыстова.

- Благодаря информации из Центрального архива минобороны удалось доподлинно установить - самолетом управлял он, - говорит Владимир Чернышев, руководитель поискового отряда «Икар». - 13 декабря 1943 года в 11.13 Хлобыстов и его ведомый гвардии младший лейтенант Александр Колегаев легли на боевой курс, пересекли линию фронта - и не вернулись. Поиски шли и во время войны, и после, а обломки самолета, оказывается, лежали совсем рядом.

Действительно, по словам поисковиков, находка ждала их всего в 500 метрах от Печенгской дороги.

- К двадцати пяти годам Алексей Хлобыстов успел совершить 310 боевых вылетов, провести 370 часов в небе, участвовал в 24 воздушных боях. И теперь вернулся к своим товарищам, - говорит Чернышев.

Да, он лежит совсем рядом с ними: между могилами Героев Советского Союза Павла Кайкова и Алексея Позднякова. Последний погиб на глазах Хлобыстова, пойдя на прямой таран немецкого аса, два летчика сошлись лоб в лоб. В том самом бою Хлобыстов и совершил свой подвиг - двойной таран. Правым крылом своего истребителя он дважды таранил самолеты противника, а после этого даже сумел посадить поврежденную машину. С Поздняковым они дружили, как братья, говорят, и на земле, и в небе понимали друг друга с полунамека. По воспоминаниям современников, в эскадрилье их в шутку называли Алексей-первый и Алексей-второй. На похоронах командира Алексей-младший поклялся открыть счет мести. И клятву сдержал.

История гибели Хлобыстова и его ведомого так и осталась туманной. По докладу командования наземных войск, после пролета наших самолетов на территории противника в районе высоты 105,3 был слышен большой силы взрыв, после наблюдали падение горящего самолета. Предположительно, ведущий, гвардии капитан Хлобыстов, пулеметным огнем взорвал склад боеприпасов или, будучи подбит и сам ранен, направил свой самолет на склад и взорвал его, а сам погиб. Ведомый, гвардии младший лейтенант Колегаев, был сбит зенитным огнем. По другой версии, изложенной пленным немецким летчиком, прикрывающий самолет сделал неудачный маневр и врезался в своего ведущего. Оба упали и сгорели вместе с пилотами.

Какая из версий соответствует истине - уже не узнать. Как не предсказать, сколько еще трагических находок ожидает поисковиков и скольким «неизвестным солдатам», чьи останки все еще лежат неупокоенные на Кольской земле, удастся вернуть имена, занимаясь кропотливой архивной работой.

- Когда в 1959 году я начал заниматься поисковой работой, думал, лет за 20-30 мы соберем всех, кто остался на полях сражений. Но вот уже полвека прошло, а конца-края еще не видно, - обронил на траурном митинге памяти Хлобыстова ветеран войны, основатель поискового движения Лев Журин.

На траурной церемонии от имени правительства области поблагодарил поисковиков за их труд вице-губернатор Анатолий Векшин. Выступали сами поисковики, ветераны, школьники. Аллея мурмашинского кладбища не вместила всех, кто принес цветы к могиле летчика, который лишь спустя 70 лет после гибели обрел упокоение.

Фото: Лев Федосеев
Татьяна БРИЦКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.10.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,940873,176976,249870,8753
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня