22.11.2013 / Общество

Изнасилование под танком

Скульптура под названием «Komm Frau» появилась вечером 12 октября возле танка Т-34 на аллее Победы в Гданьске. Многие жители города считают, что танк навевает воспоминания о коммунизме, и хотят, чтобы он исчез с этого места (на таких машинах в 1945 году в Гданьск входила Красная армия). Однако страсти вокруг танка утихли, когда рядом с ним появилась реалистичная скульптура, которая изображает солдата в советской форме и со звездой на шлеме, нападающего на лежащую женщину. В одной руке солдат держит пистолет, направляя его в рот женщине, а другой тянет ее за волосы. Автор монумента - 26-летний студент гданьской Академии изобразительных искусств Ежи Богдан Шумчик.

Демонтирован из-за неоднозначного содержания

Неоднозначная скульптура была установлена незаконно: о том, что она появилась на алее Победы, ночью сообщила полиции жительница Гданьска. Весящий 350 килограммов монумент был закрыт, а позже демонтирован и вывезен, по объяснениям полиции, «по техническим соображениям и из-за возникшего резонанса». Художник был допрошен полицией, а материалы его дела переданы в районную прокуратуру Гданьск-Вжещ.

Мужчине может грозить обвинение по статье 256 УК «Публичная пропаганда фашистского или иного тоталитарного государственного режима, возбуждение ненависти по признакам национальности, расы, религиозной принадлежности либо по причине отсутствия религиозной принадлежности наказывается штрафом, ограничением свободы либо лишением свободы на срок до двух лет».

«Такие истории были в нашей семье»

К обсуждению акции гданьского художника подключились тысячи интернет-пользователей. Многие полагают, что нелегальный памятник напоминает об имевших место трагедиях. «Такие истории были в нашей семье, которая провела всю войну в Варшаве, самые худшие воспоминания остались у них от русских и украинцев», - писала troyanka. «Нравится это кому-то или нет, таковы исторические факты. Хуже всего, что долгие годы нас учили в школах, какие русские чудесные и замечательные освободители, а наши бабушка и прабабушка ни единым словом не обмолвились о том кошмаре, чтобы не повредить нам, молодым. Что им довелось пережить, мы узнали только в 90-е».

Скульптурная композиция была создана в гданьской Академии изобразительных искусств, в мастерской известного скульптора Славоя Островского. «Мои наставники не высказывали претензий к этой работе, а я в определенный момент почувствовал, что должен переварить эту тему, - говорит Ежи Богдан Шумчик. - Меня самого пугает эта скульптура, а тема ужасает. Я сознательно изобразил солдата и женщину в такой эстетике, которая была принята в эпоху соцреализма. Я хотел, чтобы она перекликалась с тем стилем».

Сейчас монумент находится у полиции, а к художнику уже начали обращаться люди, которые хотели бы его купить. «Пока я не обращаю на это внимания, потому что не знаю, что будет со скульптурой дальше», - говорит Шумчик. Художник также признался, что именно он выступил инициатором акции, в ходе которой на воротах гданьской судоверфи надпись «имени Ленина» была закрыта эмблемой «Солидарности».

Академия изобразительных искусств отмежевалась от действий студента. «Современное искусство совершает разные, порой неоднозначные шаги, зачастую касаясь болезненных и тонких тем. Академия не ограничивает свободы выражения своих студентов и может лишь обращать их внимание на определенные вопросы. Между тем Ежи Богдан Шумчик представил данную конкретную работу в общественном месте на собственный страх и риск без ведома вуза», - говорится в официальном сообщении учебного заведения.

Не преступил границу

Акцию с незаконной установкой скульптуры комментирует Кшиштоф Полковский, декан факультета живописи гданьской Академии изобразительных искусств. «Это пример любопытного вторжения в пространство, вызвавшего бурные дискуссии. Самое интересное, что сам скульптор, пожалуй, не ожидал, насколько разными будут комментарии по поводу его работы. Я слежу за разворачивающимися на эту тему дискуссиями и, например, заметил, что монумент критикует феминистическое сообщество, которое считает, что такого рода эпатаж жестокостью и насилием в публичном месте недопустим. С другой стороны, заметно, насколько укоренился в нашем сознании весьма односторонний подход времен Польской Народной Республики. Часть комментаторов говорит, что мы должны быть благодарны советским войскам за освобождение Гданьска. На мой взгляд, скульптор не преступил границы свободы высказывания, а сознательно принял решение противопоставить себя действующему закону. И хотя монумент простоял всего несколько часов, своей цели он достиг».

Художник попал в больное место

Искусствовед Яцек Фридрих обращает внимание на то, что скульптура студента из Гданьска напоминает о тех исторических темах, о которых многие поляки предпочитают забыть. Какого эффекта добился художник провокацией? «Такого рода действия вписываются в современную модель функционирования искусства и в Польше, и в мире, - полагает Яцек Фридрих. - Художественные работы становятся мнением во многих важных публичных дискуссиях и спорах, они провоцируют, вторгаются, зачастую незаконно, в общественное пространство. Любопытно, что к таким стратегиям обращаются обычно левые художники, а на этот раз ей воспользовался человек, идентифицирующий себя с правыми взглядами».

См. также:

Изнасилование под танком

Война не все спишет

Женщины-нацистки были ничуть не лучше

Дорота КАРАСЬ («Gazeta.pl», Польша).

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.11.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,306575,370279,455172,7763
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня