21.12.2013 / Общество

Елена Бережная: «Нельзя даже думать, что ты устал!»

Фото: Михаил Антонов

Год назад олимпийская чемпионка по фигурному катанию Елена Бережная согласилась возглавить Санкт-Петербургский государственный ледовый театр. Который к тому времени, откровенно говоря, захирел и жил от одних школьных каникул до других, показывая непритязательные шоу для детей. За год с Бережной театр буквально преобразился, пополнился новыми артистами (большинство из них - бывшие спортсмены, приехавшие из разных стран специально «под имя» чемпионки). И вот под занавес 2013 года Театр Бережной показал сначала в Петербурге, в пятитысячном дворце «Юбилейный», а затем в Кремлевском дворце в Москве первый драматический спектакль «Принцесса Анастасия». В главных ролях блистали сама Елена (Анастасия), знаменитая фигуристка и ТВ-ведущая Ирина Слуцкая (цыганка Лилит), олимпийский чемпион Алексей Урманов (офицер НКВД).

Спектакль приурочен к 400-летнему юбилею династии Романовых. После премьеры Елена Викторовна ответила на вопросы нашего корреспондента.

- Ваша постановка стала уникальным соединением фигурного катания, драматического искусства, оригинальной музыки и новейших арт-технологий. В сюжете (хотя и весьма спорном), в центре которого оказалась трагическая история любви чудом спасшейся принцессы и офицера НКВД, вполне гармонично сочетаются достоверные факты и детективная интрига, актерское мастерство и мастерство фигуристов, исторические костюмы и современный видео-арт… Во дворце спорта «Юбилейный» в Петербурге вы катались на обычном льду. А как в Кремле?

- Специально для показа в Кремле наш Ледовый театр привез из Германии «пластиковый лед», который по своим свойствам близок к натуральному. Он позволяет показывать спектакли на театральных площадках. На этом льду в ноябре мы уже катались в концертном зале «Колизей» на Невском проспекте, где показали сказку для детей «Алиса в Стране чудес». (В роли маленькой Алисы там чудесным образом дебютировала четырехлетняя София Казинс, дочка Елены Бережной. - Прим. авт.).

- Произошло преображение звезд мирового фигурного катания в настоящих драматических актеров. Однако далеко не всем критикам ваша версия пришлась по вкусу.

- Сразу признаюсь: идея была моя. Она долго вынашивалась, потом рождалась, затем отражалась в сценарии. Долго думали, какой спектакль сделать для Петербурга, чтобы это была настоящая «бомба». Мне вспомнилась история Анастасии и семьи Романовых, и через полгода обсуждений со мной стали соглашаться. Эту историю никто не знает - она выдуманная, и мы придумали ее под себя. Так появился синопсис спектакля.

- По всему видно, что «Анастасия» - дорогой спектакль?

- Да, совсем не дешевый. Постановка задумывалась как очень яркая, красочная, со спецэффектами, интерактивным льдом, музыкой, светом… Мы должны показать зрителям не только игру актеров, но даже взрывы! Революцию, одним словом. Все должно быть правдоподобно. История Анастасии - это не просто сказка, это художественное кино.

У нас оригинальная музыка, которую сочинил, оркестровал и записал петербургский композитор Алексей Галинский. Он также написал музыку к нашему спектаклю «Щелкунчик и проклятье тьмы». Алексей - очень надежный и проверенный человек. Это же проблема - как сочинить музыкальное произведение к театральной постановке при минимуме времени, но он всегда справляется и выдает максимальный результат.

- Молодому поколению судьба принцессы Анастасии прежде всего стала известна из одноименного мультфильма Диснея. Как произошло ваше знакомство с этой историей?

- Также из мультфильма. Но после его просмотра появилось желание разобраться, как все было на самом деле: почитать историческую литературу, изучить факты. Разузнали все что можно. Фильмы смотрели - и старые, и очень старые. Но каждый из них рассказывает эту историю на свой лад, так, как считает нужным. Хотелось даже «украсть» из мультика то, что могло бы пригодиться в нашей постановке. Однако ничего не подошло: там все выдумано, а мы планировали более реалистичную историю.

- Вы сразу приняли образ Анастасии?

- И не только я. Образы многих героев нашли отклик в душах самих артистов. Всем настолько подошли роли, что не пришлось особо «изображать»: образ лег так, как будто сам артист был прообразом своего персонажа.

- Ирина Слуцкая играет злую и демоническую цыганку. Она легко согласилась на эту роль?

- Мне кажется, ей эта роль подходит по характеру: цыганка любит, ревнует, за любимого отдает свою жизнь. Все очень серьезно, и Ира хочет раскрыть свою героиню полностью, отдав игре все силы и чувства.

- Вы с Ириной подруги?

- Моя лучшая «подруга» - моя семья, мои дети. Мы с Ирой приезжаем - общаемся, уезжаем - работаем. Каждый живет своей жизнью.

- Может быть, получится выступить с ней дуэтом? Тем более у вас такая женская половина группы - «ABBA» получается: вы блондинка, Ирина брюнетка.

- Мы две разные стихии.

- В вашем спортивном мире нет такого, что «одиночницам» легче общаться с «парницами», а между собой дружба совсем не складывается?

- Да, наверное, так и есть. Просто у «парниц» все происходит на уровне чувства: в плохом ты настроении или в хорошем - все равно нужно взаимодействовать с партнером. А «одиночница» всегда отвечает только за себя. Здесь нужен стержень, поскольку особый дух соперничества в этом виде катания присутствует всегда.

- Вам легко было стать руководителем?

- Нет, конечно, тяжело. Это совершенно новая для меня профессия. Что значит руководить? Разводить красиво руками?

- Можно разводить руками от бессилия, мол, не могу ничего сделать. А можно разводить, командуя при этом.

- Мне очень повезло, собралась молодая и толковая команда. Мы делаем одно большое дело. Сейчас все хорошо и будет еще лучше.

- В работе вы больше демократ или все же деспот?

- Не знаю даже. Если что плохо - критикую. Но всегда готова признать свою неправоту. На льду я иногда делаю замечания, ведь если артистов не будоражить, они расслабятся и активность снизится. Все должно быть четко и по плану. И совсем недопустимо, чтобы кто-то один тянул всех вниз. Это спорт: нельзя даже думать, что ты устал. Только вперед! Тем более что времени никогда нет, да его никогда и не будет. Постоянная борьба с собой, терпение - и тогда на премьере зритель увидит праздник.

- Лена, вы так здорово катаетесь, в такой прекрасной форме, что Евгений Плющенко недавно в разговоре со мной заметил, что Бережную можно на Олимпийские игры в Сочи отправлять.

- Женя большой шутник. Но если я не буду поддерживать форму, то с кого же брать пример артистам нашего театра?

Михаил АНТОНОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.12.2013

Назад к списку новостей

Еще по теме

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,745475,776176,981773,6525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня