01.02.2014 / Общество

Мне не хватает… рекламы

У меня нет месячных. Совсем нет. По одной простой причине - я мужчина. И поэтому не могу оценить прелесть прокладок с крылышками. Но так как живу полвека рядом с женщинами, не могу поверить, что это чудо-изобретение позволяет в критические дни скакать жизнерадостной козой, как это делают барышни в прокладочной телерекламе.

За женщин - обидно. Тупая курица с секущимися волосами, угреватой кожей, сутки напролет стоящая у плиты и думающая о том, какой стиральный порошок лучше. Такой образ женщины рисует нам российская телереклама. Но тут нет никакой дискриминации по признаку пола. Мужчины ничуть не привлекательнее.

Если вы смотрите российский футбол по ТВ, то знаете, что отечественный болельщик - импотент и алкоголик. Почему? А что рекламируют до футбольного матча, в перерыве и после игры? Пиво и повышающие потенцию пилюли. Как-то ради интереса подсчитал - за время трансляции встречи «Спартака» и ЦСКА мне 7 раз показали тренера армейцев Леонида Слуцкого и 16 - пузатого жлоба в семейных трусах в цветочек, скачущего козликом из койки в койку и рекламирующего духоподъемное снадобье.

И ведь раздражает не количество рекламы - ее тупость и кондовость. А когда-то все было иначе…

Кстати, можно отмечать юбилей - первая телереклама в СССР появилась в 1964 году, это была короткометражка-мюзикл, прославляющая кукурузу. Впрочем, при тотальном дефиците на все в советские времена реклама была в общем-то не нужна - и без нее с полок все расхватают.

На излете перестройки о телерекламе вспомнили. Это была очень странная реклама. Помните ролик «МОВЕНа» - Московский вентиляторный завод рекламировал под веселую песенку… промышленные вентиляторы. Были ролики, явно рассчитанные не на рядового гражданина, - продвигающие экскаваторы, линии по производству соков и строительные тресты. Это будущие новые русские - директора заводов гнули друг перед другом пальцы и колотили понты - кто круче, кто потратит больше несвоих денег на бессмысленную и беспощадную к зрителю рекламу.

А потом наступил «золотой век». По крайней мере, для рекламщиков. Олигархи не успевали потратить сваливающиеся на них мешки с деньгами и искали, во что бы вложиться. Помню, как поразил меня рассказ одного московского пиарщика. Его друг получил заказ на телеролик нового сорта пива - вы наверняка видели его лет 15 назад: в кадре гора песка, на котором три приятеля-весельчака откупоривают бутылки, камера отъезжает, и мы видим, что пиволюбы путешествуют на железнодорожной платформе, груженной песком, а на заднем плане - невероятной красоты горы.

Так вот ролик этот снимали в… Колумбии. А желдорветку длиной в 3,5 километра построили в джунглях специально для съемок - потому что «только с этой точки открывается лучший вид на горную гряду». Ролик обошелся в 5 зеленых миллионов, заказчик только довольно улыбнулся: «Однова живем!»

Телереклама середины 90-х была искусством. Новые ролики обсуждались зрителями, как раньше литературные новинки. Детсадовцы говорили рекламными слоганами. Да и взрослые - тоже. Помните? «Мы сидим, а денежки идут». «Ну вот я и в «Хопре»! А персонажи кампании МММ? Леня Голубков с братом и выписанной из Мексики «просто Марией», одинокая женщина Марина Сергеевна, которая «никому не верит», супруги-пенсионеры - почти члены семьи всех и каждого.

Отдельный разговор - Всемирная история от банка «Империал» - дорого, «богато», масштабно, с озвучкой самого Иннокентия Смоктуновского. Снимал эти 20 роликов-шедевров будущий «дозорный» Тимур Бекмамбетов. Самое смешное - «Империал» не работал с частными клиентами с улицы, только с юрлицами. Зачем тогда реклама? А понты дороже всего.

После дефолта 98-го лафа кончилась, банки лопались как мыльные пузыри, один за другим, рекламный рынок накрылся медным тазом, заказчики стали считать каждую копейку.

И на экраны хлынула серятина. Больше всего раздражают ролики-кальки: когда актеры с нерусскими лицами в иноземных интерьерах ведут ненашенскую жизнь, а русская озвучка не совпадает с англоязычной артикуляцией. Так и хочется спросить: «За кого вы нас держите, за идиотов?» Самое печальное, что ответ - «да». Рекламщики считают нас быдлом: «А что, пипл хавает! Заказчик доволен».

Но, может быть, мы зря нудим и жалуемся, может, убогая реклама царит везде? К сожалению или счастью, нет. Современный Интернет позволяет смотреть зарубежное ТВ на компьютере. Так вот, скажу я вам, иностранные эфиры под завязку набиты смешными, виртуозными, головокружительными, сделанными с высочайшим профессионализмом рекламками. И впереди планеты всей по этой части, конечно, американцы. Что неудивительно, ведь…

…Первая в мире телереклама вышла в эфир в США - 1 июля 1941 года нью-йоркская телекомпания WNBT во время трансляции бейсбольного матча «Бруклин Доджерс» - «Филадельфия Филлис» показала 10-секундный ролик часов «Bulova». Стоило это удовольствие часовщикам аж 9 долларов.

4 миллиона долларов за 30-секундный ролик заплатит каждая компания за демонстрацию своей рекламы во время трансляции телеканалом «Фокс» 2 февраля 48-го Супербоула, финального матча чемпионата по американскому футболу. И от желающих отбоя нет.

Почему? Из года в год Супербоул собирает самую большую в США телеаудиторию. Причем больше половины зрителей - женщины, они смотрят футбол… из-за рекламы: производители автомобилей, чипсов, пива, страховые компании к Супербоулу приурочивают премьеры роликов о своих товарах и услугах. И почти каждый из них - шедевр.

Особняком в толпе рекламодателей стоит компания по выпуску кукурузных чипсов «Доритос». Уже который год за несколько месяцев до Супербоула они объявляют среди зрителей конкурс на самодельный рекламный ролик. Лучшие вывешиваются в Интернете, победитель опять же зрительского голосования увидит свое детище в эфире 2 февраля и получит миллион долларов. Такой вот народный креатив.

Большая часть рекламируемых по российскому ТВ товаров - импорт: немецкие автомобили, японские и корейские телевизоры, американская жвачка, не у нас произведенные соусы, духи, прокладки, бритвы…

И пока «жигули» не встанут вровень пусть не с «мерседесом», хотя бы с «рено», а русский хрен не потеснит на рынке американский кетчуп, их реклама будет лучше и интересней нашей. А хотелось бы - наоборот.

Фото:
Петр БОЛЫЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.02.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня