22.03.2014 / Общество

«Тесла» с точки зрения меломана

Подозреваю, что продвинутые автолюбители, число которых в Мурманске растет не по дням, а по часам, искренне усмехнутся главному, подавляющему все другие, впечатлению автора от поездки по столице Заполярья на настоящем бескомпромиссном электромобиле. Итак, в наш город приехала знаменитая машинка марки «Тесла модель S».

Оно уже пришло

Сразу оговорюсь, что по иронии судьбы автор относит себя к вымирающему племени если не противников, то скептиков городской автомобилизации вообще. Мне больше нравится, подсаживаясь по мере необходимости в троллейбусы и маршрутки, ходить по Мурманску пешком с хорошими наушниками в ушах. Говорят, и для здоровья полезней.

И, поверьте старому меломану, слушать музыку в салоне автомобиля, даже относительно дорогого, даже на долгих безвыходных перегонах от Мурманска до Кандалакши или Никеля, - удовольствие ниже среднего. Шум двигателя скрадывает нюансы! И только на остановках для перекура можно насладиться звуком какой-нибудь солидной встроенной стереосистемы.

Разумеется, пассажира-то всегда выручают наушники, особенно с функцией шумоподавления, но водитель лишен такой возможности по определению, если он не самоубийца, конечно.

В салоне «Теслы» во время движения тишина полная. Продуманная звукоизоляция? Да нет, мотор вроде бы бесшумный, даже на подъеме к Семеновскому озеру. Даже когда трогается с места.

Забавный эпизод случился, когда водитель, известный норвежский эколог Фредерик Хауге, выезжал с Пяти Углов. Местечко обычно, как вы знаете, забито автомобилями. Лавируем потихоньку между рядов в сторону универмага «Волна», чтобы оттуда свернуть на Воровского.

А перед нами, как назло, неспешно идут, переговариваясь, две пожилые женщины. Сигналить клаксоном, чтобы напомнить о своем присутствии за спиной у пешеходов, автомобилист в этом случае не имеет права.

- И дать газу, чтобы услышали шум мотора, тоже не могу. Не шумит этот мотор! - смеется норвежец.

Наконец, не выдержав, идущая следом отчаянная «Волга» взревела движком, и женщины обернулись. «А ведь не за горами время, когда мурманским водителям придется привыкать к новому стилю вождения в дворовых лабиринтах!» - невольно подумалось мне.

В то, что это время не за горами, верить не надо. Оно уже пришло.

Полный бак из розетки

У наших северных соседей в Норвегии калифорнийская «Тесла» впервые взяла высоту месячных продаж среди всех других автомобилей еще в сентябре прошлого года. В минувшем только что феврале снова побила собственный рекорд. Сегодня по дорогам - по зимним дорогам! - скандинавской страны ездят уже не менее пяти тысяч электромобилей. Фредерик Хауге без каких-либо технических проблем доехал в Мурманск на «Тесле» из Киркенеса.

- Без дозаправок? - интересуюсь у энтузиаста экологических технологий.

- Одной зарядки аккумуляторов хватает на 420 километров, еще и осталось! Но сегодня ночью подзаправился в гостинице, - как о чем-то само собой разумеющемся говорит гость из будущего.

Остановился господин Хауге в гостинице «Полярные Зори» и, в принципе, мог бы заряжать свой автомобиль от обычной бытовой розетки на 220 вольт. Но это долго, если аккумуляторы на нуле, то не менее 20 часов до полного заряда. Поэтому, как пояснил мне замдиректора гостиницы Андрей Милохин, узнав заранее о визите гостя на необычном транспортном средстве, отель приобрел и установил на своей парковке переходник на 380 вольт. С нуля до «полного бака» время зарядки сократилось до 5-6 часов.

- Если бы ваша площадь Пять Углов с таким количеством припаркованных машин перенеслась, скажем, в Осло, то на ней уже было бы не менее пяти модулей для подзарядки, - размышляет Фредерик Хауге.

Коммерческий успех модели S позволил фирме «Тесла», названной так в честь великого ученого-электротехника Николы Теслы, начать разворачивать на оживленных трассах сеть экспресс-заправок. Конструктивные особенности электромобиля «Тесла модель S» позволяют поменять через днище комплект подсевших аккумуляторов на полностью заряженные всего за полторы минуты.

Овес нынче дорог

Ох и трудно пробивал Фредерик Хауге путь своим электромобилям в Норвегии! Еще в 90-е годы прошлого века защитник природы добился, чтобы въезд в крупные города для электромобилей стал бесплатным (скажем, в Осло на въездах стоят шлагбаумы, плати 25 крон, то есть примерно 150 рублей, и вперед на столицу).

Неугомонный эколог демонстративно врывался в город по отдельной полосе для владельцев абонементов, оплативших въезд на месяц вперед. Видеокамеры фиксировали номера «безбилетника», Фредерику присылали штрафные квитанции, нарушитель же принципиально не платил. Когда сумма штрафов переваливала за критическую величину, полиция конфисковывала транспортное средство и выставляла на аукцион.

Сторонники электроромантика разворачивали кампанию по защите, в аукционный зал набивалась битком публика, но в торгах никто в знак солидарности не участвовал. И владелец выкупал свой электромобиль за символическую стартовую цену.

- И такую процедуру мне за эти годы пришлось пройти раз пятнадцать! Между прочим, вам, как любителю музыки, будет любопытно, что в лихих проездах через шлагбаум в моей машине в знак поддержки часто сидел Мортен Харкет, солист группы «А-Ха», - небрежно замечает господин Хауге.

И бюрократия, казавшаяся незыблемой, сдалась. Сегодня электромобилям в города Норвегии въезд не только бесплатный, но и дано право ездить по крайним правым полосам оживленных улиц, специально выделенным исключительно для общественного транспорта. Хотя и тут теперь разрастается проблема. Ропщут автобусники, столько развелось в стране электромобилей.

- Кстати, «Тесла» - это не первый автомобиль на электрической тяге, который я привожу в Мурманск. Вчера побывал на ледоколе «Ленин» на вашем морвокзале и невольно вспомнил, как 22 года назад, летом 1992-го, я привез на борту нашего экологического исследовательского судна маленький электромобильчик «Фиат» и выгрузил его именно на тот причал, где теперь стоит «Ленин». Хотел было прокатиться на нем по Мурманску, но не смог подняться на берег из-за архитектурных особенностей пирса. Но зато несколько тысяч мурманчан увидели тогда зарю электромобилизма! Кто-то даже прихватил мой магнитофон с заднего сиденья, но если он слушал на нем песни Мортена Харкета, я был бы счастлив! - смеется экологический оптимист.

Парадокс, но ведь Норвегия - один из крупнейших производителей углеводородов Европы. Почему же такой интерес к безбензиновому транспорту? Не даст ли дуба весь мировой нефтепром под тихую лирическую музыку в бесшумных салонах электромобилей?

Здоровый скептицизм никогда не помешает в оценке технических новинок. Первый смешной мобильный телефон, первая наивная цифрозеркалка… Когда-то, еще на заре традиционного автомобилизма, в эпоху еще до «Антилопы-гну» незабвенного Козлевича, самыми тонкими и аргументированными скептиками по поводу перспектив «железной лошадки» были производители кормового овса.

Фото: Павел Вишневский
Фото: Павел Вишневский
Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.03.2014

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня