29.03.2014 / Общество

Сохранить и заработать

Привлекут ли туристов наши музеи?

Мурманскую область ежегодно посещают свыше 300 тысяч туристов, из них около 40 тысяч - иностранцы. Рыбалка и горнолыжные склоны - вот пока главное, чем привлекает наш край. А вот многие ли готовы добраться до Кольский земли ради того, чтоб открыть для себя ее культурные богатства? Да что там - многие ли из нас, жителей Заполярья, с этими богатствами знакомы?

По данным ВТО, межгосударственный туризм в мире сейчас составляет миллиард человек в год. К 2020 году он достигнет 2,6 миллиарда. При этом Россия должна войти в первую десятку по количеству гостей и валютным поступлениям от туризма. Какое место займет наш край в борьбе за туристические деньги?

Об этом зашла речь на прошедшем на днях в Мурманске форуме «Культура сегодня и завтра. Перспективы развития».

- Турист для музейщика первый враг: это они ходят толпами, топчут пол, «ложат руки на экспонаты», - шутит Ольга Архипова, начальник сектора туризма и спецпрограмм Государственного Эрмитажа. Руководителям областных и муниципальных музеев Кольского края она напомнила, что в самой сути музейной работы заложено противоречие: нужно и хранить, и показывать, и сберегать, и пропагандировать. Как совместить несовместимое и вдобавок, когда от учреждений культуры требуют эффективности, а проще говоря - окупаемости, еще и заработать деньги?

Понятно, что Эрмитаж - объект показа номер один - вне конкуренции, а значит, казалось бы, с доходами все хорошо. Однако в отличие от многих музеев страны именно Эрмитаж сохранил огромное количество льгот для самых разных категорий.

Каждый третий посетитель входит в любое из десятка его зданий бесплатно. Чтобы иметь такую возможность, и нужно зарабатывать другим способом. Для этого есть сектор туризма и спецпрограмм, в котором работают двенадцать менеджеров, психологов, пиарщиков.

- Из 13 миллионов долларов, которые за год Эрмитаж зарабатывает от посещений, 11 приносят спецпроекты, - говорит Ольга Борисовна.

Суть спецпроекта - дать туристу почувствовать себя особенным. Почетным гостем. Потому для каждой группы разрабатывают индивидуальную программу. А принцип общий - показать то, чего «никто никогда не видел».

Например, открыть музей рано утром или провести экскурсию по закрытому Зимнему, после прогулки по залам послушать концерт или выпить бокал шампанского, встретиться с реставраторами, посетить мастерские и фондохранилище. Платят - за эксклюзив. И он есть в каждом музее вне зависимости от величины и известности. Главное - его придумать.

100 фигурок Карла Маркса

Еще один совет мурманским музеям от старшего брата - принимать участие в международных туристических выставках. Для этого нужны спонсорские средства, которые может выделить, скажем, Российский союз туроператоров. Ну а там уж найти, чем удивить посетителей.

- На прошлой берлинской выставке было не счесть музеев-участников, - говорит Ольга Архипова. - Причем от больших художественных до крошечного музея Карла Маркса, который изготовил 100 маленьких фигурок Маркса красного цвета - мимо такого никто не мог спокойно пройти!

Виртуальные экскурсии, приложения для гаджетов, уголок, где детишки могут поиграть в компьютерные игры по мотивам музейных коллекций - чем нестандартнее, тем интереснее.

- Музей - ресурс неформального образования! - напоминает Зоя Желнина, завкафедрой туризма, общественных и естественных наук Мурманского института экономики. - Он противостоит стандартизации жизни. И он должен быть доминантой тура. Между тем нередко спрашиваешь путешественников, вернувшихся, скажем, из Праги, что они там видели. Оказывается, пиво пили, рульку ели, а в музеи даже не заглянули. Им гид не посоветовал.

Туроператоры продают стандартный продукт - это удобно. Придумать что-то индивидуальное, необычное даже не пытаются. Поэтому музейному туризму надо учить.

В качестве примера взаимодействия музейщиков и операторов Зоя Желнина привела Новгородскую область, где ежегодно издается толстенькая брошюра «Музей - посетителю». Под одной обложкой все маршруты по области, часы работы музеев, цена билетов, спецпрограммы.

Если не удается удивить гостей коллекциями, можно вовлечь их в музейную жизнь, пригласить в закулисье. Так, областной художественный музей, который плотно работает с одной из турфирм региона, несколько раз в год приглашает гостей на праздники, посвященные традициям поморов и саами, под его крышей можно провести сочельник или святки.

А в мае, поделилась директор МОХМ Ольга Евтюкова, они помогут открыть публике одну заповедную территорию - музей Полярного. Его весьма богатые археологическая и военно-историческая коллекции скрыты от зрителей, ведь без пропуска в ЗАТО не попадешь.

13 мая традиционная Ночь в музее исправит положение дел: по особому билету любому гостю можно будет проехать в Полярный и обратно.

Хочешь музей? Руби просеку!

Сельский музей в глуши - классический пример убыточного учреждения. Может ли он стать центром туристических маршрутов и без того отдаленного от центра страны региона?

Может - уверены в Умбе. За шесть лет существования муниципального музея «Петроглифы Канозера» о нем узнали и в столице, и в мире. Правда, для этого научным сотрудникам пришлось научиться жить в лесу, рубить лес и управлять моторкой.

- В 2009-2010 году никаких денег нам вообще не выделяли, и мы просто жили в лесу на нашем опорно-исследовательском пункте, - говорит директор Владимир Перевалов.

В лесу - это на берегу Канозера, где на островках и прибрежных скалах и находится одно из пяти самых больших в мире скоплений наскальных рисунков эпохи неолита.

- Первые туристы были нашими врагами, - продолжает Владимир Михайлович. - Ведь мы заняли их лучшие стоянки, они возмущались... А их было до 200 человек в день. Но мы этот вопрос решили - вырубили лес по берегам, сами оборудовали несколько участков для стоянки, где можно отдохнуть и обогреться, поставили указатели. Сейчас там целый город, есть и ветрогенератор, и солнечная батарея, и установка для усиления сигнала мобильника. Еще в 2009 году мы сами вырубили просеку - 20 километров. Раньше сутками добирались от Умбы, теперь часа четыре всего. Коллектив шесть человек, работаем вахтовым методом - по 15 суток на объекте, каждый имеет права на управление моторной лодкой и снегоходом...

Туры на Канозеро - если не «диким способом», на байдарках по порогам, а легально, через музей, с экскурсией на машине - удовольствие дорогое. Вот уж точно экслюзив. Не только потому, что для небольшой - четыре человека - группы двухдневный вояж обойдется в 25 тысяч рублей, но и потому, что дело это редкое.

Не ленятся музейщики, а просто машину берегут. Вездеход, который может пройти по болотам и не повредить почву, у них один. Вот и не убивают его зарабатыванием денег.

Через год, как не раз уже писал «МВ», над канозерским комплексом вырастет стеклянный зонтик, он сбережет рисунки от разрушения и сделает доступ к ним более удобным для туристов.

И тогда будет самое время подумать о том, кто инвестирует в туристическое освоение этих мест.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.03.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,306575,370279,455172,7763
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня