18.09.2014 / Общество

Штраф за жадность

Фото с сайта mashintop.ru

Вот уже более 10 лет автовладельцы обязаны страховать свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других граждан. С каждым годом автопарк растет, соответственно увеличивается и число заключенных договоров ОСАГО. Растет также количество страховых случаев. В 2013 году в России к страховщикам обратились 2,7 миллиона потерпевших, что на 5,5 процента больше, чем в предыдущем. При этом отношения между водителями и страховыми компаниями всегда были и остаются сложными. В редакцию «Вестника» поступают вопросы от читателей на тему «автогражданки». Ответить на них мы попросили помощника прокурора Мурманской области по правовому обеспечению Веру МИХАЙЛОВУ.

- Пару лет назад я попал в аварию. На перекрестке в мою машину на большой скорости врезался «жигуленок». Мало того что ремонт обошелся мне в кругленькую сумму, так я еще побегал между двумя страховыми компаниями. Та, где я страховал свою машину, отсылала меня в страховую моего обидчика, а та - обратно в мою. Слышал, что теперь в таких случаях можно будет обращаться за возмещением ущерба только в одну компанию. Так ли это? И что еще изменится в страховании автомобилей?

Стенин Г. И., пенсионер, г. Мурманск.

- С 1 сентября текущего года вступил в силу федеральный закон № 223 от

21 июля 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ затрагивает обширный перечень вопросов, поэтому рассказать сразу обо всех изменениях непросто. Да и вряд ли нужно, поскольку некоторые нормы будут вступать в силу вплоть до 2019 года.

По общему правилу требования о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, предъявляются той компании, которая застраховала ответственность виновника аварии. Но в случае столкновения двух машин и причинения вреда только транспорту потерпевший может обращаться напрямую к своему страховщику. Это называется прямым возмещением убытков. До изменений в законе существовала возможность выбора, в какую из страховых компаний обращаться - в свою или виновника. Сейчас статья о прямом возмещении убытков конкретизирована, возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, предлагается осуществлять «родному» страховщику, где у пострадавшего застрахована ответственность. Исключение составляют случаи, когда страховщик потерпевшего обанкротился или у него отозвали лицензию на осуществление страховой деятельности.

Еще об одном нововведении. Раньше возмещение вреда предполагалось только в деньгах. А с 1 сентября текущего года потерпевший сможет решать, как ему получить страховую выплату: в денежной или в натуральной форме. Это означает, что страховая компания, у которой заключены договоры со станциями технического обслуживания, может по желанию клиента выдать направление на выбранную им станцию технического обслуживания, где будет сделан ремонт. Правда, выбирается она по согласованию со страховщиком. Перечень таких автосервисов должен быть размещен на его сайте. Да и ремонт будет выполнен в пределах суммы, которую страховая компания насчитает в связи с аварией.

- Разъясните, пожалуйста, как правильно оформить европротокол, чтобы не было проблем с возмещением ущерба.

Александров Д. Г., г. Кола.

- Целая статья в новом законе посвящена порядку действий водителей, пожелавших «разойтись полюбовно» и оформить документы о ДТП без участия сотрудников полиции. Уже сейчас при столкновении двух машин (но не более), застрахованных по ОСАГО, при условии, что у водителей нет разногласий в оценке событий и в аварии не пострадали люди, участникам ДТП предоставлено право самостоятельно оформить документы. Бланк извещения составляется водителями - участниками ДТП в двух экземплярах и направляется компаниям, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня происшествия. Потерпевший помимо извещения направляет своему страховщику заявление о прямом возмещении убытков. Сокращены сроки урегулирования вопросов выплаты убытков по ОСАГО. С 1 сентября страховая компания будет обязана в течение 20 рабочих дней (раньше - 30) со дня получения от потерпевшего полного пакета документов решить, выдать направление на ремонт, выплатить деньги или вообще отказать. За каждый день просрочки страховщик должен платить неустойку. Размер страховой выплаты потерпевшему увеличился с 25 до 50 тысяч рублей (в случае если договор ОСАГО обоих участников заключен после 1 августа 2014 года). После оплаты убытков предъявлять страховой компании дополнительные требования о возмещении вреда закон не разрешает, за исключением требований о вреде жизни или здоровью, если потерпевший узнал о них позже.

Важно знать, что автовладельцы наделяются обязанностью представить автомобили для проведения осмотра или независимой экспертизы по требованию страховщиков (в течение пяти рабочих дней со дня получения этого требования). Кроме того, теперь в течение 15 календарных дней после аварии автомобили нельзя будет ремонтировать без письменного согласия страховых фирм.

- В начале этого года мне нужно было оформить новый договор ОСАГО. Но оказалось, что сделать это очень непросто. Многие страховые компании, в которые я обращался, отказывали мне, ссылаясь на отсутствие бланков. А на самом деле таким образом они просто вынуждали владельцев автомобилей заключать договоры на какие-нибудь дополнительные услуги, например, страхование жизни. Что делать в таких ситуациях? Предусмотрены ли какие-то меры воздействия на страховщиков?

Шульгин Е.С., г. Мурманск.

- Договор ОСАГО - публичный. Следовательно, страховая организация не вправе отказать в его заключении и уж тем более понуждать к получению услуг, им не предусмотренных. По новому закону с 1 августа этого года за такие действия должностные лица могут серьезно поплатиться. Им грозит штраф в размере 50 тысяч рублей. Бывало, что страховщики, не желая заключать договор, но при этом и не отказывая гражданам, отсылали их под различными предлогами то в один, то в другой филиал своей компании. То есть, что называется, гоняли до тех пор, пока людям это не надоедало, и они отправлялись в другую компанию. Поэтому в законе уточняется также, что услуги по заключению договоров ОСАГО должны предоставляться в любом филиале страховой компании.

Проблема отказов от заключения договора ОСАГО и навязывания дополнительных услуг при его заключении не нова, и Банк России уже давал специальные разъяснения по этому поводу. Он советует гражданам направлять страховой компании оферту (предложение заключить договор с указанием всех существенных условий) по почте с уведомлением о вручении. Это позволит доказать факт получения ее страховщиком. При заключении договора в офисе рекомендуется обеспечить присутствие свидетелей, можно фиксировать этот процесс с помощью фото-, аудио- или видеоустройств. Полученные материалы, подтверждающие нарушение законодательства страховщиком, предлагается направлять в Банк России. Ну и, конечно, граждане могут обращаться в суд за защитой своих прав и интересов. Кстати, в апреле этого года прокуратура области разработала памятку по ОСАГО, где содержатся и образцы исковых заявлений, и алгоритм действий для судебного оспаривания незаконного отказа в заключении договора, и другие немаловажные моменты. Памятка опубликована 21 марта 2014 года в разделе «Новости» на официальном сайте прокуратуры области.

Фото:
Фото с сайта http://www.24video.net/
Подготовила Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.09.2014

Назад к списку новостей

Еще по теме

В Мурмашах прохудился забор вокруг школы. Прокуратура обязала директора устранить нарушение

Прокуратура Кольского района провела проверку соблюдения законодательства об образовании, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,723875,569280,000773,2707
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня