29.11.2014 / Общество

Вчера в маленьких за 19, завтра в больших, но за 22

Трудно не заметить, как в нынешнем году изменился пейзаж заполярных дорог. Автобусы, снующие по городским улицам или перевозящие нас с одного конца Кольского полуострова в другой, раздались в плечах, стали более вместительными и комфортными. Около семидесяти новых машин, произведенных в Минске, прикупили «Мурманскавтотранс» и «Электротранспорт», в который влилась автоколонна 1118... Стушевались на их фоне да и числом сократились тесноватые «лиазики», «пазики» и прочая и прочая. Которые, между прочим, в пору своей молодости тоже казались большими, однако... Время их уходит, и вряд ли кто из пассажиров будет об этом вздыхать: к хорошему, известно, привыкаешь быстро.

Но столь же азбучна, тем более в рыночные времена, и другая истина: за всё надо платить. Так вот, вопрос: «всё» - это что конкретно? Об этом шла речь на предприятии «Мурманскавтотранс», генеральный директор которого Андрей Варзугин организовал в четверг для журналистов небольшую экскурсию по автобазе и автовокзалу. И он, конечно, не преминул похвалиться новыми МАЗами: закуплены три с лишним десятка машин, которые перевозят северян на пригородных маршрутах.

- Особенность их в том, что они низкопольные. Это важный фактор, ведь пассажирским транспортом пользуются пенсионеры, люди с ограниченными возможностями здоровья, а также родители с детьми, находящимися в колясках. В салонах двойное остекление, что позволяет сохранять тепло, есть дополнительные печки, утеплены борта и пол. Плюс новые МАЗы имеют экологический класс 5, что означает минимальный выброс вредных веществ. Современные автобусы облегчают и работу водителей: они меньше устают, а это сказывается на безопасности движения.

Конечно, такой транспорт обходится предприятию недешево. Каждый автобус стоит 5,4 миллиона рублей. Купить машины за свой счет «Мурманскавтотранс» не может, поэтому приобретает в лизинг на три года, отчего цена автобуса вырастает до 7,3 миллиона... Ежемесячно руководство предприятия перечисляет за каждую единицу транспорта по 175 тысяч рублей.

Еще один нюанс. Парк предприятия не обновлялся в течение нескольких лет, с сентября 2006 года по январь 2011-го. Именно в этот период в Мурманской области не менялась стоимость проезда для пассажиров. После 2011-го, когда стали производить ежегодную индексацию цены билетов, в компании начались перемены, в том числе и закупка машин.

- Сегодня основные наши затраты, 51 процент, составляют зарплата сотрудникам и налоги, - сообщил Андрей Варзугин. - Еще 20 процентов уходит на покупку топлива, 14 - на лизинговые платежи. Конечно, мы получаем помощь из регионального бюджета, но так и не можем выйти на самоокупаемость. Поэтому с мая направляем в управление по тарифному регулированию обращения проиндексировать тарифы. На днях состоится заседание областного правительства, в рамках которого должен быть рассмотрен этот вопрос. Если в ближайшее время цена проезда не увеличится, «Мурманскавтотранс», к сожалению, ожидает участь «Автоколонны 1118».

Беспокойства транспортникам добавляет и повышение акцизов на топливо с 1 января. Они вырастут на полтора рубля, то есть стоимость литра дизельного топлива, которое используется для автобусов, увеличится на 10-15 процентов.

На предприятии подсчитали экономически обоснованный тариф городских перевозок - вышло 28 рублей. Только в этом случае оно сможет покрыть свои расходы. Однако все понимают, что в правительстве области не утвердят увеличение стоимости проезда сразу на девять рублей. Поэтому к рассмотрению была предложена цена билета в 22 рубля.

...Думается, читатели уже знают, что именно она вчера и утверждена областным правительством, отчет о заседании которого опубликован в этом же номере на 2-й странице. Новость очень существенная для всех, кто пользуется общественным транспортом, она быстро облетела заполярные города и веси. Однако напомним, что журналисты знакомились с «Мурманскавтотрансом» днем раньше, когда решение еще не было принято. А знакомство не ограничилось разговорами о том, откуда растут цены.

Пассажироперевозки - это не только поездка в автобусе, но и содержание транспорта, предрейсовый медицинский осмотр водителя и технического состояния машины. Во время экскурсии журналисты смогли понаблюдать за этим процессом.

- Моя работа очень серьезная, - сказала фельдшер с 40-летним стажем, участница боевых действий в Афганистане Галина Рощина, каждое утро проверяющая состояние шоферов. - В кабинет заходят по одному. Я, что называется, от дверей смотрю состояние - как человек идет. Затем проверяю пульс, давление, прошу показать язык, осматриваю кожные покровы - нет ли аллергии. Да и при алкогольном отравлении наблюдается синюшность. После этого начинаю диалог. Если водитель накануне «злоупотреблял», почувствую запах. Как только появляются подозрения, провожу углубленное обследование. В случае положительного результата вызываю резервного водителя... Знаете, я сама не пью и другим не советую!

После посещения медкабинета водитель садится за руль и подъезжает к ремонтной яме. В ней находится механик, который с лампой в руке осматривает машину, просит завести мотор, проверить тормоза.

- Приехал на базу, чтобы поменять масло, и сейчас проверяют автобус, - рассказал водитель 106-го автобуса Сергей Панкратов. - Это обычная процедура при выезде и возвращении. За рулем нового автобуса мне комфортно. Но главное, чтобы было хорошо пассажирам, ведь мы работаем для них.

Согласна с Сергеем и кондуктор Валентина Багнова, с которой мы пообщались на автовокзале перед ее очередным рейсом.

- Я на предприятии с 2004 года, - пояснила Валентина Александровна. - Конечно, МАЗы гораздо удобнее и для пассажиров, и для кондукторов. В первую очередь, в салоне гораздо теплее, чем в «Икарусах», раньше работавших на этой линии. В морозы пол в них замерзал, люди скользили. А здесь красота! Есть поручни, держась за которые пожилые северяне могут спокойно входить и выходить, низкий пол позволяет заехать с коляской. Да что там с коляской, у нас и велосипеды перевозят!

Рядом с желтыми пригородными автобусами припаркованы белые междугородние ГолАЗы. Есть среди них и рекордсмены, проехавшие по дорогам области более миллиона километров.

- Шикарная машина! - с восторгом отозвался водитель 209-го маршрута Мурманск - Кировск Сергей Мишин. - Шасси и двигатель «Скания», есть системы противобуксовки и противоскольжения, гидроусилитель. Эти факторы работают в пользу безопасности пассажиров. Седьмой год езжу на этой машине, в активе 875 тысяч километров, особых проблем не возникало, только мелкий ремонт делали. На нашем предприятии таких автобусов семь. Они теплые, удобные, большие, а багажные отсеки - просто сказка, в них можно перевезти большие грузы.

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Андрей Варзугин.
Екатерина АНДРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.11.2014

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня