13.12.2014 / Общество

Дела небесные

Апрель 1978 года. «Боинг-707» на льду озера Корпиярви.

Продолжение. Начало в № 201, 206, 217, 222, 227, 232.

7. Жесткая посадка «боинга»

КП: 014-й, подходите на дистанцию открытия огня.

014: Не понял…

КП: Подходите к дистанции открытия огня.

014: Открыть огонь разрешаете?

КП: Да, да, 014-й, разрешили вам с дистанции открыть огонь.

014: Понял. Он гражданский… Ну что, его застрелить, да? Мне ракетами стрелять, ракетами?

КП: Ракетами стреляйте, ракетами открывайте огонь… Разрешаю открытие огня.

014: Сопровождаю его, сопровождаю. Повторяю, «боинг» гражданский, корейской авиакомпании. Взял в захват. Так что, стрелять?

КП: Разрешаю пуск.

Отметка, как у разведчика

20 апреля 1978 года в 14 часов 40 минут с одного из аэродромов французской столицы вылетел «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании «Korean Air Lines». Самолет выполнял рейс 902 по маршруту Париж - Сеул с промежуточной посадкой на Аляске - в Анкоридже. Среди 97 пассажиров были граждане Японии, Южной Кореи, Франции, ФРГ и Тайваня, в том числе 26 женщин и 5 детей. Экипаж состоял из 12 человек, включая командира Ким Чанг Кью и штурмана Ли Чын Сина. Спустя примерно 6 часов 40 минут «боинг» вторгся в воздушное пространство СССР.

- Наш обыкновенный военный рабочий день клонился к закату, - писал впоследствии в мемуарах командующий 21-м корпусом ПВО в ту пору генерал-майор Владимир Царьков. - Были простые метеоусловия, все тихо, спокойно, и где-то в 18.40 я поехал домой... А все же, есть какие-то предчувствия, идут какие-то посылы, не то свыше, не то еще откуда-то. Не знаю почему, но как-то тревожно было у меня на душе. Зайдя домой, я сразу позвонил на КП: «Ну как там дела?» - «Товарищ командир, докладывает полковник Рыбалко, все вроде нормально, но с севера строго курсом на Североморск - Мурманск на 9 тысячах идет самолет с большой радиолокационной отметкой».

- На запрос он не отвечал! - пояснял позже командующий 10-й армией ПВО генерал-полковник Владимир Дмитриев. - Мы видим только отметку на экране - она такая же, как у RC-135, это разведчик, сделанный на основе «боинга». Те же скорость и высота. Не различишь… Приказ гласил: гражданские самолеты - нарушители воздушного пространства СССР подлежат принуждению к посадке на наши аэродромы, военные самолеты капиталистических государств подлежат уничтожению. Мы только что провели учения - тогда очень много кружилось самолетов-разведчиков, и у меня не было сомнения, что это либо провокационный полет, либо разведывательный…

Приняли за своего

Каким образом летевший на Аляску южнокорейский лайнер оказался в небе над Мурманом, неясно до сих пор. По одной версии, это произошло из-за неисправности гироскопического полукомпаса. По другой - ошибку допустили пилоты: как потом официально объясняла авиакомпания, экипаж при расчетах использовал неверные значения магнитного склонения.

Так или иначе, но, описав гигантскую дугу, «кореец» в итоге развернулся почти на 180 градусов. Через Англию, Исландию, Гренландию и Шпицберген он вернулся в Европу - к берегам Кольского полуострова. Случай для международных пассажирских рейсов беспрецедентный. В 20 часов 54 минуты по местному времени «Боинг-707» был впервые зафиксирован советскими радарами.

Поначалу радиолокационные посты не только пропустили самолет в свою зону, но даже обеспечивали его проводку вглубь страны. Дело в том, что нарушитель вошел в воздушное пространство сверхдержавы, точно следуя маршрутом, которым обычно возвращались из учебных полетов с моря военные самолеты СССР.

В тот вечерний час по знакомой операторам трассе шли на аэродром два стратегических бомбардировщика «Ту-95». Причем наши «тушки» находились позади нарушителя на расстоянии 30 минут полета. Как тот сумел вписаться в их маршрут да еще оказаться впереди - загадка. Однако факт остается фактом: вписался и был на первых порах принят за своего. Но потом возникли сомнения.

- Морская авиация тогда нередко уходила выполнять свои задачи над Мировым океаном, а когда они возвращались назад, то порой забывали изменить код, - рассказывал Царьков. - Оперативный дежурный сообщает: «Моряки докладывают, что их самолетов в воздушном пространстве нет»… Говорю: «Сейчас посмотрим». Все-таки я думал, что это просто какая-то неразбериха. Но еще когда я говорил с начальником штаба, то сказал: «На всякий случай, подними в воздух дежурный истребитель». Мне докладывают, что с аэродрома Африканда поднят самолет «Су-15» - капитан Босов, командир звена, летчик 1-го класса.

В форточке - хвост со звездой

Александр Босов, служивший в 431-м истребительном авиаполку, настиг «боинг» в тот момент, когда «кореец» уже прошел район основных баз Северного флота, в том числе и сверхсекретной Западной Лицы со стоянками атомных подводных ракетоносцев.

Капитан передал, что видит на самолете кленовый лист - знак Канады - страны члена НАТО. Потом подошел поближе и поправился: «На борту полоса - что-то написано китайскими иероглифами, а на хвосте не кленовый лист, а большой красный аист с распростертыми крыльями». Стало понятно, что это пассажирский лайнер.

И с земли, и с воздуха на международной частоте «корейцу» постоянно сообщали: «Вы нарушили воздушное пространство СССР. Следуйте за мной», «Машину посадить». Десять минут Босов обходил лайнер со всех сторон, качал крыльями, мигал огнями, мелькал в ста, в пятидесяти и даже в тридцати метрах от пилотской кабины. Эти маневры, как потом станет известно, видели пассажиры, но экипаж упорно «не замечал». Наконец «Боинг-707» резко повернул на запад - в сторону Финляндии. До границы ему оставалось всего несколько минут полета.

Напряжение достигло пика. В эфире ПВО стоял настоящий гвалт. На перехват нарушителя работали части и в Мурманской области, и в Карелии. На помощь Босову с аэродрома в Мончегорске подняли два «Як-28» и еще одну «сушку» из Африканды. Командующий армией генерал Дмитриев припомнил сбитый в 1960-м американский U-2 и последовавшую затем отмену встречи Хрущева с Эйзенхауэром.

Брежнев в скором времени (визит состоялся в начале мая 1978-го) собирался в Германию. Параллель напрашивалась сама собой. Царьков спросил Босова: «Может, тебя не видят пилоты?» Тот ответил, с примесью нецензурщины, примерно следующее: «Как же он не видит! Я ему хвост самолета со звездой засунул в форточку, а он, сволочь, морду отворачивает». Комкор принял решение сбить самолет. Командарм его утвердил.

Накрыл крылом

Последовал радиообмен, приведенный в начале этого материала. Многократно переспросив и получив подтверждение, в 21.42 Босов атаковал. Выстрел был филигранным - ракета разорвалась возле крайнего левого двигателя «боинга», оторвав часть крыла. Наземные радары приняли этот летевший с большой скоростью обломок за контейнер или крылатую ракету. На его перехват из Подужемья подняли «Су-15» 265-го истребительного авиационного полка, пилотируемый старшим лейтенантом Сергеем Слободчиковым. Обломок был уничтожен.

Между тем нарушитель резко пошел на снижение. Вскоре Босов потерял его из вида. У перехватчика кончалось топливо, и он получил «добро» возвращаться. Точку в полете «корейца» поставил еще один «сухой» из Подужемья, который вел капитан Анатолий Керефов.

- Приказывают принудить противника к посадке в районе нахождения, - вспоминал он. - И в этот момент по курсу замечаю большое белое пятно, определил, что это озеро, покрытое льдом и снегом. Лучшего места для посадки и не найти. Решение созрело почти мгновенно… Приближаюсь к «южнокорейцу» и своим правым крылом пытаюсь накрыть его левое крыло (если проще - то как бы кладу крыло своего истребителя на крыло непрошеного гостя). Рискованно, поскольку столкновение неминуемо закончилось бы катастрофой. Одновременно включаю посадочные фары своего «Су» и начинаю снижаться. У нарушителя, лишенного маневра, только два выхода: либо столкнуться со мной, либо выполнять команду. Противник выбрал второе. На высоте 200 метров он тоже включает фары. И так почти в «обнимку» и идем к земле. Выхожу из снижения и наблюдаю за «боингом». Тот на брюхе пробежал по льду метров 300, развернулся на 90 градусов и замер у самого берега.

Салон был залит кровью

Приземлили нарушителя в 23.05 в Северной Карелии - близ поселка Лоухи на озере Корпиярви. Первым с поисковой группой к лайнеру прибыл прапорщик Николай Карбан. Солдаты оцепили самолет. После нескольких неудачных попыток Карбан сумел проникнуть на борт. По свидетельству следователя КГБ Валерия Десяткова, весь салон был залит кровью. Но не от ран, а от перепада давления. Когда «боинг» стал резко снижаться, у пассажиров пошла кровь из носа и ушей. Имелись и жертвы. От осколков выпущенной капитаном Босовым ракеты 2 пассажира погибли, 13 - получили ранения.

- На льду озера были разложены костры, по которым летчик определил и передал координаты места посадки, - отмечал в интервью известному мурманскому журналисту Юрию Банько майор Павел Новак - в ту пору начальник РЛС 84-го батальона 18-го краснознаменного радиотехнического полка. - Через 40 минут прибыл вертолет «Ми-8» с медиками на борту. Пострадавшим оказали помощь, и они были отправлены на вертолете в город Кемь.

Жесткая посадка воздушного нарушителя очень быстро получила огласку. «Пропал самолет «Боинг-707», следовавший по маршруту Париж - Токио с посадкой для дозаправки на Аляске», - информировало агентство «Ассошиэйтед Пресс» уже через 2 часа после того, как незваный крылатый гость оказался на льду карельского озера.

«Советские истребители открыли огонь по южнокорейскому лайнеру, вторгшемуся на территорию СССР», - вещала сутки спустя радиостанция «Свобода». «Русские очень «чувствительны» в вопросе безопасности в районе Мурманска, находящегося около финской и норвежской границы, - строило версии агентство «Рейтер». - Мурманск является базой крупнейшего из четырех советских военных флотов. Остается загадкой: что делал южнокорейский лайнер за 1000 миль к востоку от разрешенного маршрута?»

Странности в поведении

Тот же самый вопрос интересовал и правительственную комиссию во главе с заместителем главкома военно-воздушных сил маршалом авиации Иваном Пстыго. И был он тем более актуален, что шпионской аппаратуры на «корейце» не нашли. Заслуженный военный штурман СССР полковник Валентин Дудин, присутствовавший при опросе экипажа «боинга», подметил некоторые странности в поведении командира и штурмана южнокорейского лайнера. Своими наблюдениями он поделился в статье «Запланированная трагедия», опубликованной в 1993 году «Военно-историческим журналом». Прежде всего его и других специалистов удивило совершенно непрофессиональное отношение Ким Чанг Кью и Ли Чын Сина к случившемуся.

На вопрос, как произошел уход с маршрута, командир отвечал: «Обратитесь к штурману», а тот оправдывался тем, что не имел достаточного опыта полетов через Арктику. Корейские пилоты всячески стремились принизить свои летные качества, изображали себя невинными жертвами обстоятельств.

На деле они прекрасно знали трассу, ибо летали по ней не один год и почти все в прошлом являлись военными летчиками. Их высочайшее мастерство подтверждала блестяще выполненная аварийная посадка на лед озера.

Кроме того, в пилотской кабине обнаружили небольшой листок - что-то типа визитки, с гонконговским адресом, на котором шариковой ручкой был небрежно набросан контур Кольского полуострова. Четко просматривались слова «СССР», «Мурманск». Вряд ли его чертили после приземления - скорее всего до.

А еще запись бортового самописца с переговорами членов экипажа оказалась пустой - знаменитый «черный ящик» почему-то не сработал. Эти и другие данные говорят о том, что «Боинг-707» выполнял разведывательный полет. А точнее, экспериментально-провокационный, на основе которого западные спецслужбы пытались выяснить возможность и эффективность использования пассажирских самолетов международных рейсов в своих целях.

Неудачная репетиция

Инцидент завершился быстро и на удивление мирно. Особого шума не поднимали ни в СССР, ни за рубежом. Пассажиров корейского лайнера через два дня отпустили. Самолет авиакомпании «Pan American World Airways» доставил их из Мурманска в Хельсинки.

Ким Чанг Кью и Ли Чын Син были задержаны. «Командир экипажа и штурман полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства и границы СССР, а также международных правил полетов, - заявлял ТАСС 30 апреля 1978 года. - Они подтвердили, что понимали команды советских самолетов, однако этим командам не подчинились. Признавая свою вину перед советским законом, командир корабля и штурман письменно обратились в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой о помиловании». Просьбу удовлетворили. Показательно, что за переправленными в финскую столицу пилотами «боинга» прилетели не корейцы, а американцы.

В течение нескольких месяцев лайнер, находившийся на озере Корпиярви, разобрали и вывезли. Часть агрегатов отправили для изучения в ОКБ С.В. Ильюшина. Кое-что позаимствовали и местные жители. Участников перехвата «Боинга-707» наградили. Правда, не сразу.

- Летчика, штурмана и техника я представил к правительственным наградам, - вспоминал Царьков. - Все это дело оформили, Военный совет армии утвердил, послали в Москву - оттуда мне позвонили: «Владимир Георгиевич, мы не можем этого сделать, мы их включим в приказ к 23 февраля в общем списке». И они действительно были награждены.

История имеет свойство повторяться. В ночь на 1 сентября 1983 года советскую воздушную границу на Дальнем Востоке нарушил еще один пассажирский «боинг» той же южнокорейской авиакомпании. Действия его экипажа были поразительно схожи с действиями Ким Чанг Кью и Ли Чын Сина. Самолет точно также пролетел над советскими военными объектами, а пилоты лайнера вновь упорно не реагировали на команды поднятого на перехват советского истребителя.

Завершилось же все куда хуже, чем в 1978-м. Сбитый «боинг» упал в океан. Все находившиеся на борту 269 человек погибли. И без того накаленные отношения СССР и США обострились до предела. Так что инцидент 20 апреля 1978 года можно считать репетицией трагедии 83-го.

(Продолжение следует.)

Фото:
Карта полета «Боинга-707».
Фото:
Первый слева - В. С. Дмитриев, третий слева - В. Г. Царьков.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.12.2014

Назад к списку новостей

Еще по теме

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,293472,465976,340969,7942
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня