14.03.2015 / Общество

Кино, о котором можно спорить

«Картина очень мощная. Говорить трудно… Герои фильма - сильные люди. Мы изголодались по такому кино - о роли, месте, предназначении человека. Всем рекомендую посмотреть - всей семьей», - так эмоционально губернатор Марина Ковтун высказалась 9 марта о драме «Территория», предпремьерный показ которой прошел в Мурманске в кинотеатре «Мираж Синема».

Необычный фильм в Мурманск привезли необычные люди. Часто бывает, что сын идет по стопам отца. А тут все наоборот. Александр Мельник для начинающего кинематографиста («Территория» - вторая картина режиссера) очень немолод -

56 лет. По образованию он инженер-гидролог, несколько лет отработал на полярной станции в море Лаптевых. Потом журналистика, издательская деятельность, общественная работа. И лишь в 2006 году пришел в кино - к сыну-продюсеру.

По словам Антона Мельника, российскому кино очень тяжело конкурировать с Голливудом. Вот и выбран необычный способ раскрутки «Территории» - первый показ фильма состоялся

11 февраля в Кремле. А с Мурманска стартовали «гастроли» по 30 регионам - Поволжье, Сибирь, Дальний Восток. Продюсер надеется, что к официальной премьере - 16 апреля - будет создано «сарафанное мнение», которое приведет «оголливуденного» зрителя на российскую ленту.

В «Территории» впечатляет все. Начиная с титров - картину открывает список из 35 российских компаний - лидеров горнодобывающей и горно-химической промышленности, металлургии. Среди них «Норильский никель», «папа» нашей Кольской ГМК, и ОАО «Апатит».

И вот первая сцена: утро в Арктике, на льду необыкновенно красивого горного озера просыпаются собаки, запряженные в нарты. Через минуту они срываются с места. И тут из мехового спальника выскакивает абсолютно голый мужик и вскачь несется по льду за убегающей упряжкой… Вечно живущий во мне зануда делает в уме пометку: есть первый киноляп - каюры на ночь всегда привязывают ездовых собак, как раз во избежание подобных сюрпризов.

Зануда ошибся: на пресс-конференции Александр Мельник рассказал, что эта сцена - перенесенная на экран реальная история, случившаяся в молодости с Олегом Куваевым.

Куваев - геолог, ставший писателем, автор имевшего в 70-х бешеный успех романа «Территория». Книга о геологах, открывших золото на Чукотке, привела в 70-х в профессию десятки тысяч молодых людей, сегодня они владельцы и руководители отечественных промышленных гигантов. А «Территория» - их библия. На святое же денег не жалко - потому-то отец и сын Мельники и смогли собрать с капитанов бизнеса на свою картину 500 миллионов рублей, по тем временам - 15 миллионов долларов.

Впрочем, в России - а особенно на Русском Севере - деньги решают не все. Куда важнее оказалась поддержка главы Русского географического общества Сергея Шойгу, Роснедр, Минприроды, МЧС. А еще - когда съемки уже были в разгаре - президент Владимир Путин дал поручение «оказать картине

поддержку». После чего, как шутит режиссер, даже погода взяла под козырек и перестала вмешиваться в рабочий график.

При жизни Олега Куваева его прозу экранизировали дважды. Сам он оба фильма считал очень слабыми: «Так как режиссеры и в том, и в другом случае были молодыми парнишками, то большую долю вины за слабость беру на себя… Надо снять широкоформатный цветной фильм об Арктике, где бы была она вся. С размахом, юмором и тем состоянием души, которое могут дать только горы, море и Арктика. Для этого должен быть режиссер-единомышленник. А где он?».

Прошло 40 лет - справедливость нетороплива - и единомышленник нашелся. В киноверсии «Территории» есть и размах (да еще какой!), и состояние души. А о таком цвете и широкоформатности Куваев и мечтать не мог: лента снята - впервые в России - в новейшем формате 4К, для стабилизированных съемок с самого маневренного вертолета в мире Eurocopter привезли оборудование из Франции. Для строительства декораций поселка геологов в бухту Проведения морем завезли 115 тонн строительного леса. Чудеса профессионализма демонстрировали гримеры, костюмеры, декораторы. Но ведь главное - то самое, правильное, состояние души? А оно - есть.

Александр Мельник говорит, что «Куваев написал роман о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоин-

ством. И о людях, которые ставят работу превыше всего».

Характерна сцена, в которой Чинков (артист Константин Лавроненко) посылает Баклакова (артист Григорий Добрыгин) в одиночный маршрут. «Одиночный» - это на 600 километров, по горам, рекам, с наганом и малым запасом еды. И эти полтыщи верст надо не просто пройти, а сделать геологическую съемку. На все максимум 20 дней. Чинков смотрит на Баклакова, как генерал, посылающий солдата на танк с одной гранатой: «Сможешь?». В ответ почти безразличное: «Нормально».

В экранной «Территории» мало текста и нет «за туманом и за запахом тайги». Куваев писал, и это есть в фильме: «Романтика - для пижонов, которые в городах пьют портвейн через соломинку». И в то же время это очень романтичный фильм.

Не исключено, что после его просмотра, как 40 лет назад после прочтения романа, на Север потянутся тысячи молодых людей. Может, капитаны бизнеса поэтому и давали деньги на картину: не только в память о своей юности, но и с надеждой утолить кадровый голод? «Территория» - фильм о сильных людях, таких, какими и мы хотели быть, тех, кто живет по принципу «сделай или умри». Александра Мельника уже упрекают, что его кино о стране, которой не было, мол, и людей таких не бывает, дескать, идеализирует и прошлое, и действительность. Он отвечает: «Есть такие люди». И добавляет из «Диалектики мифа» любимого им Алексея Лосева: «Народ, перестающий творить мифы, обречен на поражение, развал и уничтожение».

Похоже, Александр Мельник разрабатывает в искусстве такое направление, как романтический патриотизм. И кино это даже не о людях. Для меня главный герой его «Территории» - русская Арктика.

В фильме тесно от потрясающе снятых длинных планов совершенно невероятных заснеженных сопок, горных рек, водопадов. Иногда даже кажется, что создатели слишком увлечены красотой природы и в этой любви человек тонет и теряется.

Складывается впечатление, что сценаристы не всегда в силах совладать с литературной первоосновой, оттого рвется ткань повествования, не все поступки героев мотивированы, понятны для зрителя, а некоторые персонажи схематичны, и приходится хорошему артисту в этой роли вышагивать по экрану со значительным лицом.

Я заядлый курильщик. Когда хожу в кино на американские боевики, один-два раза выбегаю из зала, чтобы по-быстрому попыхтеть сигареткой. В «Территории» курят много: сигары, папиросы «Герцеговина Флор», сигареты без фильтра. Особенно вкусно это делает старый эвенк Кьяе: он берет коробку сигар Погарской фабрики, достает штучку, шинкует ее ножом и набивает трубку… Так вот, за все два с половиной часа, что идет фильм, у меня ни разу не возникло мысли выйти на перекур - безотрывное кино.

«Территория» - кино, о котором можно спорить. Но для этого его надо посмотреть. А сначала прочитать роман, тогда история будет более понятной. До 16 апреля время у вас есть.

Олег Куваев говорил, что «Территорию» он писал ради последнего абзаца. Он короткий:

«День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..»

Петр БОЛЫЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.03.2015

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня