11.04.2015 / Общество

Погоня за ОСАГО

Фото с сайта: http://www.sib-info.ru/

- Дочь, нужна твоя помощь, - неожиданно раздалось в телефонной трубке. Нечасто мама звонит с такими заявлениями, значит, дело серьезное. - Через две недели я уезжаю в отпуск, полис ОСАГО заканчивается в конце апреля. Хотела оформить новый, но в страховой компании, в которой я обычно делаю документы, сказали, что бланки поступят не раньше мая. Что делать?

Ситуация усугубляется тем, что родители живут не в Мурманске, а в Мончегорске, где не так много филиалов страховых компаний. Дала маме телефоны и адреса семи контор, которые нашла в Интернете. Не прошло и десяти минут, как опять звонок от родительницы: полисов нигде нет. Обзваниваю мурманские фирмы. Результат такой же, как и в Мончегорске: в одних компаниях полисы появятся в конце апреля, в других - в начале мая, в третьих - в конце мая. Странно, не правда ли? Учитывая, что близится сезон отпусков, когда многие северяне поедут в теплые края на собственных автомобилях, поэтому даже если срок страховки у них закончится, к примеру, в июне, нужно уже сейчас оформлять новый документ.

Правда, нашлись две конторы, занимающиеся юридическим оформлением договоров купли-продажи автомобилей, а также выдачей страховых полисов. За свои услуги они берут комиссию в размере двух тысяч рублей.

- Нет гарантии, что документы в таких фирмах являются настоящими: периодически мы сталкиваемся с фальшивыми полисами, - сказал заместитель начальника областного управления ГИБДД Михаил Данчивский. - Я сам оформлял ОСАГО в Печенге. Конечно, проблемы автомобилистов нам понятны, но есть закон, который мы должны соблюдать. Поэтому, если во время проверки документов у водителя не окажется полиса, он вынужден будет заплатить штраф. Опять же, если человек попадет в аварию, кто будет оплачивать ремонт авто? Полис необходим.

Получается какой-то замкнутый круг. И тут вспомнилась прошлогодняя ситуация. Зимой и весной 2014-го полисы ОСАГО были на вес золота. В большинстве компаний бланки отсутствовали, а те фирмы, у которых заветные документы имелись, в нагрузку предлагали застраховать автовладельцам свои жизни. За дополнительную плату, естественно, - в среднем по тысяче рублей на полис.

Если в нынешнем году опять возникает ажиотаж, то закономерен вопрос: в чем дело на сей раз? Ответ прост: с 12 апреля вступают в силу новые базовые ставки страховых тарифов, утвержденные ЦБ РФ. Размер минимальных значений базовых ставок по большей части категорий транспортных средств вырос на 40 процентов, при этом размер «тарифного коридора» расширен с 5 до 20 процентов. Кроме того, в 11 субъектах РФ увеличены региональные коэффициенты, исходя из которых рассчитывается стоимость полиса ОСАГО. Максимально - на четверть - вырастут коэффициенты на Камчатке и в Мордовии, где зафиксирована экстремальная убыточность этого вида страхования.

Сами страховщики считают повышение тарифов обоснованным. Такие меры позволят стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО, переживающем кризис, уверен Михаил Порватов, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА): «Сейчас примерно в 40% регионов есть проблемы с покупкой полиса ОСАГО. Страховщики либо не продают полисы, либо навязывают дополнительные услуги. Есть случаи отказа крупных страховщиков от лицензии по ОСАГО вообще. То, что сейчас происходит, - следствие того, что ОСАГО уже давно является убыточным видом страхования. Мы ожидаем банкротств страховщиков и огромной нагрузки на компенсационный фонд РСА».

К слову, в апреле повышается не только базовый тариф: с 1 числа были установлены новые региональные коэффициенты. В 11 регионах России они выросли, а в 10 субъектах Федерации и Байконуре - снижены. Мурманск в этом вопросе идет в лидерах: в нашей области и Челябинске региональные коэффициенты увеличены до 2,1, а значит, полис ОСАГО стоит дороже всего. Например, страховка для владельца Lada 2107 (возраст водителя 30 лет, стаж за рулем - 10 лет) с учетом повышения базового тарифа и региональных коэффициентов обойдется северянам в 7,9 - 9,5 тысячи рублей. Для сравнения: в прошлом году такая страховка стоила 4,56 - 4,81 тысячи рублей. То есть разница почти в два раза.

Думается, в этой ситуации страховые компании решили до повышения просто «заморозить» выдачу полисов, чтобы получить больше прибыли.

Некоторые автомобилисты, не желающие переплачивать за полис или тратить бешеные деньги, считают более выгодным не оформлять документ, а в случае, если их остановит госавтоинспектор, заплатить штраф. Сейчас он составляет 800 рублей. Мы же с мамой решили не рисковать и сделали полис через знакомую, работающую в страховой компании Тверской области. Правда, нужно ждать несколько дней, пока он придет по почте. Зато успели до повышения.

Справка «МВ»

Самый высокий региональный коэффициент будет в Мурманске - 2,1, в Североморске - 1,6, в Апатитах и Мончегорске - 1,3, в других населенных пунктах области - 1,2. Полис ОСАГО мурманскому водителю со стажем меньше трех лет обойдется в 16171 рубль вместо прежних 8183 рублей. А автовладельцу со стажем больше трех лет в 9500 рублей вместо 4800.

Екатерина АНДРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.04.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня