12.01.2016 / Общество

Где учиться инвалиду?

Фото с сайта http://www.med.cap.ru/

- Мой сын - нормальный, никакой не особенный, он пойдет в первый класс обычной школы, - заявила одна мамочка, приведя ребенка с ДЦП в детский сад, практикующий инклюзивное образование, при котором дети с ограниченными возможностями учатся вместе со своими здоровыми сверстниками.

Хорошо, что северянка так решительно настроена сформировать у своего чада не инвалидскую психику, ведь зачастую это психика потребителя. Но каково будет мальчику, даже если мама волевым решением отмела в сторону его болезнь? Будет ли ему комфортно в школьной жизни? Сможет ли он на равных тягаться со здоровыми сверстниками, не чувствуя себя ущербным?

Вопросам инклюзивного образования был посвящен круглый стол, который состоялся в областном отделении «Единой России» в рамках реализации партийного проекта «Детские сады - детям». Вела это заседание региональный координатор проекта, министр образования и науки Наталия Карпенко.

И хотя тема встречи была обозначена как «Развитие кадрового потенциала инклюзивного образования в Мурманской области», речь шла не только о подготовке специалистов, но и о переменах, что произошли в школе, отличительных особенностях подрастающего поколения, о том, как воспринимает общество совместное обучение инвалидов и здоровых ребят. Участниками дискуссии стали педагоги, депутаты областной думы, общественники, представители министерства образования и науки, соответствующих муниципальных отделов и управлений, учреждений профессионального образования и коррекционных школ.

Прежде чем начать обсуждение, собравшиеся выслушали доклад доктора педагогических наук профессора Мурманского арктического государственного университета Дмитрия Левитеса. Он говорил об особенностях нынешнего подрастающего поколения, определив их выражением «другие дети». А также об изменениях, происходящих сегодня со школой. Она тоже стала другой.

По данным Российской академии образования, современный ребенок не желает взрослеть, не доверяет окружающему миру, имеет повышенный уровень тревожности, агрессивности... Меняется система ценностей. Начиная с 2007 года на первый план выходят интеллектуальные, затем волевые и соматические ценностные ориентации. Эмоциональные и нравственные критерии личности - чуткость, терпимость, умение сопереживать - занимают последние места в этой иерархии.

Другая же школа - это компетентностный подход, подчеркнул Дмитрий Левитес. Зачастую успеха в жизни добиваются люди, которые не обязательно очень хорошо учились, но они обладают такими видами компетенции, как социальная - способность работать в команде, причем даже не в роли лидера, межкультурная - а это и готовность принять чужого. Мы все разные, и каждого человека надо уметь принять таким, какой он есть. Это уже напрямую соотносится с созданием дружественной среды в инклюзивном образовании.

Наша область имеет опыт совместного обучения здоровых и с отклонениями в здоровье детей. В региональном эксперименте, закончившемся в 2014 году, приняли участие 16 образовательных учреждений (8 школ и 8 детских садов) Мурманска, Мончегорска, Апатитов, ЗАТО Александровск, Ловозерского, Ковдорского, Кольского и Печенгского районов. За это время наработан опыт, созданы собственные модели инклюзивного образования. Но мы еще в самом начале пути, вопросов остается много.

Как поступить, например, в ситуации, когда в детском саду родители не разрешают своего ребенка ставить в пару с инвалидом? А такой факт имел место, о нем говорили на встрече.

- А нам вот повезло с родителями, - призналась директор мурманской прогимназии № 61 Елена Рахуба. - Они принимают инвалидов очень хорошо. Никто не зацикливается на том, что ребенок не такой, как все. У нас и колясочник есть в классе. Напротив, если надо, взрослые придут на помощь. Один папа не задумываясь на руках перенес колясочника в помещение, когда потребовалось. Но я переживаю за будущее маленького инвалида. Когда он пойдет в 5-й класс, в какие условия попадет? Как к нему станут относиться? Только бы не обидели. Может, ему лучше на домашнее обучение перейти?

Вообще, вопрос, насколько готовы дети, родители, педагоги к такому вот совместному обучению школьников, поднимался за время обсуждения не раз.

- Давайте с родителями на эту тему поговорим, - предложила Наталия Карпенко, - с региональным родительским собранием, родительским комитетом. А их-то мнение какое? Как они видят эту проблему?

Как признали собравшиеся, встреча получилась очень нужной и полезной. Говорили о службе раннего вмешательства, о развитии службы сопровождения - социальных участковых. По этому поводу ведущий специалист отдела образования Кольского района Елена Непеина заметила, в их муниципальном образовании нужен такой ресурсный центр, чтобы дети и в отдаленке могли быть под наблюдением. Речь шла также о межведомственном сотрудничестве, плотной связи с медициной, инициаторами в этом, конечно, должны стать педагоги. Говорили о проблеме подготовки тьюторов - специалистов, помогающих на уроке инвалиду. При всем при том, как заверила Наталия Карпенко, система коррекционного образования будет сохранена. Право выбора останется за родителями.

Ну и, конечно, обсудили вопрос подготовки кадров для работы с детьми-инвалидами в свете требований современного закона об образовании. Кстати, по этому поводу министр с удовлетворением отметила, что в педагогические и вуз, и колледж молодежь охотно пошла на коррекционное образование и, судя по всему, останется в отрасли. То есть обеспеченность кадрами есть, но надо помнить и о последующем повышении квалификации работающих. И этот заказ уже следует учитывать как Мурманскому институту развития образования, так и МАГУ.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.01.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,361269,719774,724672,9683
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня