26.02.2016 / Общество

Если бы академиком был я

Субъективный взгляд на «Оскар-2016»

Общая оценка

2015 год - не лучший для кинематографа США. Кризис? Временный спад? Эпитетов, как и объяснений, можно подобрать много. Однако, когда на «Оскар» за лучший фильм претендует картина, не включенная (кроме режиссуры) ни в одну из основных номинаций («Безумный Макс: Дорога ярости»), это говорит само за себя. Другой аргумент - целая группа «политически правильных» номинантов на главные «Оскары». ЛГБТ-драмы «Кэрол», «Девушка из Дании», примыкающая к ним «В центре внимания», о католических священниках-педофилах (когда в Голливуде хотят показать прогрессивность, главным объектом почему-то оказывается католическая церковь). На такие ленты всегда обращают внимание, когда больше обращать внимание не на что.

Лучший фильм

Мой выбор - «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. По мнению академии, у фильма единственное достоинство - режиссура. Тем не менее та же академия выдвинула его на главный «Оскар». Чтобы взлететь так высоко без подпорок в виде сценария или актерской игры, нужно быть фильмом года № 1.

Вероятный выбор академии - «Выживший». Единственное светлое пятно картины - гениальная операторская работа Эммануэля Любецки. По остальным позициям «Выживший» вчистую проигрывает, например, снятой пять лет назад на аналогичный сюжет «Схватке» Джо Карнахана с Лайэмом Нисоном. А ведь той ленте вообще не нашлось места в списке не то что лауреатов, но даже номинантов! Тем не менее именно «Выживший», скорее всего, и станет лучшим за 2015 год - поскольку ярче всего раскрывает весь спектр творческих поисков современной американской кинематографии.

Лучшая режиссура

Мой выбор - Дэвид О. Рассел («Джой»). Искусство режиссуры - умение увлекательно передать на экране самую скучную историю. Что может быть зануднее сценария о домохозяйке, изобретшей самовыжимающуюся швабру? Рассел умудрился превратить этот «телефонный справочник» чуть ли не в технотриллер а ля Том Клэнси.

Вероятный выбор академии - Алехандро Гонсалес Иньярриту («Выживший»). Фильм, награжденный главным «Оскаром», чаще всего награждается и за режиссуру независимо от ее качества.

Лучший оригинальный сценарий

Мой выбор - «Шпионский мост». Драматургия не без развесистой клюквы, но с умело закрученным сюжетом и многогранными характерами. Еще один плюс - редкая для американского кино объективность при обращении к событиям «холодной войны».

Вероятный выбор академии - «Шпионский мост». Оставлять без единого «Оскара» фильм Спилберга как-то неприлично, к тому же сценаристы - модные братья Коэны.

Лучший сценарий-адаптация

Мой выбор - «Игра на понижение». Адаптировать для массовой аудитории интересный лишь специалистам рассказ о корнях кризиса 2008 года, не забыв упомянуть многомудрые финансовые термины и раскрыть тонкости серых банковских схем, причем сделать это так, что драматургия компенсирует все шероховатости режиссуры, - настоящее мастерство.

Вероятный выбор академии - «Марсианин». Классический, если не сказать шаблонный сюжет о Робинзоне (еще более близкий аналог - «Таинственный остров» Жюля Верна), но при этом рассказанный необычайно свежо и получивший отличную прессу.

Лучший актер

Мой выбор - никому. В этой номинации царит настоящая серость. Из пяти номинантов четыре - реальные персонажи, из них три - политически корректные (пострадавший при Маккарти сценарист Далтон Трамбо, первый трангендер Эйнар Вегенер, культовый создатель «Эппл» Стив Джобс): лучший костыль, когда игра недотягивает до высшего стандарта.

Вероятный выбор академии - Леонардо Ди Каприо. Только потому, что гораздо лучшие роли актера в фильмах Скорсезе остались без «Оскара».

Лучшая актриса

Мой выбор - Бри Ларссон. В «Комнате» она великолепно сыграла жертву маньяка, которая, семь лет просидев в импровизированной тюрьме, после освобождения с величайшим трудом приспосабливается к нормальной жизни. Жертв в кино принято изображать ангелами: ее героиня - отнюдь не ангел, но живой человек.

Вероятный выбор академии - Дженнифер Лоуренс. Со времен «Унесенных ветром» классическим образом американской героини стал типаж Скарлетт О’Хары: вот такую современную Скарлетт она и изображает в «Джой». Надо отдать Дженнифер должное - если бы за актерское трудолюбие вручали «Оскар», актриса была бы вне конкуренции.

Лучший актер второго плана

Мой выбор - Марк Райлэнс. В «Шпионском мосту» Том Хэнкс - в своей лучшей форме, но в сценах с Райлэнсом ему приходится, образно говоря, прыгать выше головы.

Вероятный выбор академии - Сильвестр Сталлоне («Крид: Наследие Рокки»). В данном случае это примерно то же самое, что почетный «Оскар» за вклад в кинематограф. К тому же на фоне остальных актеров фильма Сталлоне действительно самый лучший.

Лучшая актриса второго плана

Мой выбор - Дженнифер Джейсон Ли. В «Омерзительной восьмерке» она продемонстрировала всю гамму незаурядного таланта, показав настоящую эволюцию образа своей героини - от невинной овечки до дьявола во плоти. Быть может, «Омерзительная восьмерка» и худший фильм Тарантино, но к актрисе это никак не относится.

Вероятный выбор академии - Руни Мара («Кэрол»). Ничем не наградить ни один из номинированных ЛБГТ-фильмов - явный моветон, особенно если вспомнить недавний афроамериканский скандал. Весомый аргумент в пользу «Оскара» - награда за лучшую женскую роль, доставшаяся Руни Мара за «Кэрол» не где-нибудь, а в Канне.

Большая часть из упомянутых картин уже демонстрировалась в кинотеатрах Мурманска, и потому каждый может составить свое мнение по поводу лучших за 2015 год. Кто-то согласится с моим мнением, кто-то - нет. В конце концов, в искусстве никогда не бывает бесспорных оценок. А вот насколько верен мой прогноз, узнаем 28 февраля, когда в Лос-Анджелесе объявят лауреатов «Оскара».

Алексей ГУЛЯНИН

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.02.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,361269,719774,724672,9683
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня