22.03.2016 / Общество

Не в «дверь», а в «окно»

В регионе завершено формирование системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Задача: исключить чиновника

За последние годы мы уже привыкли к аббревиатуре МФЦ. Редкий человек не знает, что это такое. Не знает - до поры до времени, пока не потребуется какая-нибудь справка. Вот тогда и откроет для себя это цивилизованное учреждение. Которое, впрочем, уже меняет свой бренд. Теперь это будет «Мои документы», с соответствующими символом, стилем и цветовой гаммой. Об эстетической составляющей несколько позже, пока об истории.

Если брать точку отсчета создания МФЦ в нашей области с Колы, где в 2009 году был создан, а с 2010 года начал оказывать услуги первый в нашем заполярном крае многофункциональный центр, то сегодня, 6 лет спустя, на карте нашего края этих точек около двух десятков.

Как вспоминает председатель областного комитета по развитию информационных технологий и связи Тимур Лапин, Кольский МФЦ несколько лет работал по принципу «одной двери». Что означает размещение представителей соответствующих государственных и муниципальных органов непосредственно в помещениях МФЦ «под одной крышей» для предоставления услуг. Принцип имел ряд существенных недостатков - это и разные требования к качеству и комфортности, разное время работы специалистов, отсутствие единого управления.

Со временем на федеральном уровне от «одной двери» отказались, и, начиная с конца 2010 года, в субъектах РФ начали внедрять принцип «одного окна», который исключает взаимодействие чиновника и гражданина при оказании услуг. При этом особое внимание уделяется условиям комфортности и качества обслуживания.

Ведь что такое многофункциональный центр? Это посредник между гражданином, желающим получить государственную или муниципальную услугу, и органами, их предоставляющими. Основная задача - обеспечить прием документов от граждан и выдачу результатов услуг через универсального специалиста качественно, удобно и бесплатно.

С февраля 2011 года в трех административных округах Мурманска начали работу по принципу «одного окна» отделения областного МФЦ. По этому принципу создавались и все последующие подобные центры области.

Дальше - больше. Согласно указу президента РФ № 601, изданному в 2012 году, субъекты РФ должны были обеспечить к 2015 году доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» через многофункциональные сети для 90 процентов населения.

В декабре 2015-го в Мурманской области 91,85 процента населения могли получать услуги в региональной сети МФЦ, сформированной совместными усилиями правительства края и органов местного самоуправления. Сегодня в области насчитывается 18 МФЦ, адреса которых можно найти на сайте www.mfc51.ru. Они действуют практически во всех городских округах и муниципальных районах области.

Кроме того, в Мурмашах, Снежногорске, Гаджиеве созданы территориально обособленные структурные подразделения многофункциональных центров, которые также, как и МФЦ, предоставляют полный спектр услуг. В Заполярном такое подразделение заработает в конце марта. Практикуется в области и выездное обслуживание, например, в поселке Высоком, куда приезжают специалисты из оленегорского центра, или в поселке Титан, который обеспечивает кировский МФЦ.

Алгоритм работы в отдаленке еще отрабатывается, приобретенный опыт анализируется: что-то идет в дело, от чего-то отказываются. Главное, чтобы было удобно гражданам.

- Посмотрим, что покажет практика, - отмечает Тимур Лапин, - где будут эти выезды востребованы, там и станут работать удаленные окна приема граждан.

Перед свадьбой - в МФЦ

Функциональные центры региона в 2015 году оказали более 600 тысяч государственных и муниципальных услуг. Лидерами по количеству предоставленных услуг являются областной МФЦ и центры ЗАТО Александровск и ЗАТО Североморск.

Наиболее востребованными оказались услуги УФМС (по регистрационному и паспортному учету граждан, оформлению загранпаспорта старого образца) - более 58 процентов от общего количества федеральных услуг.

На втором месте - более 21 процента - услуги Росреестра (по предоставлению сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Также востребованы услуги Пенсионного фонда: выдача сертификата на материнский капитал, прием заявлений о распоряжении средствами материнского капитала, предоставление пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Пользуются спросом услуги МВД России, услуги в сфере природопользования и социальной.

Очень удобно и то, что при однократном обращении заявителя можно получить пакет сопутствующих услуг. Например, при регистрации новорожденного ребенка по месту жительства молодые родители могут одновременно поставить ребенка на учет для определения в детское дошкольное образовательное учреждение, оформить СНИЛС, подать заявление на выдачу сертификата на материнский капитал.

При оформлении загранпаспорта заявители могут проверить, нет ли их в списках должников по исполнительному производству в базе данных Федеральной службы судебных приставов. При получении договора приватизации в МФЦ заявитель может подать заявление на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в МФЦ организовано предоставление более 30 услуг, ориентированных на развитие бизнеса и предпринимательства. Это и услуги Федеральной налоговой службы России, Росреестра, Роспотребнадзора, Фонда социального страхования. За один приход можно получить пакет услуг.

Даже по амурным делам можно прибегнуть к помощи МФЦ. Подать заявление в ЗАГС, например. Сюда же и с заявлением о разводе можно будет поспешить, если уж семейная жизнь не заладится.

На фронте все красиво

Офисы многофункциональных центров, которые сегодня так всем знакомы, удобны. В них выдерживаются определенные требования комфорта: обязательно первый этаж, наличие пандуса, сектора ожидания и приема, обязательны электронная очередь и информация на табло и через динамик. Также в каждом офисе должен быть туалет, желательно наличие детского уголка. Обязательно присутствие консультантов в зале.

С 2014 года действует рекомендация придерживаться в МФЦ единого стиля. Это, как уже говорилось, новый бренд «Мои документы», определенная символика, даже своя цветовая гамма, сочетающая красновато-бело-коричневые цвета.

Действует здесь и определенная этика в отношениях с клиентом, которая определяется словом «клиентоориентированность». Считается, что офис МФЦ своего рода фронт, передний край власти, где иной посетитель впервые встречается с ней. И он должен прочувствовать то внимание и уважение, которое власть оказывает ему.

Даже в часы наплыва большого количества посетителей в офисах чувствуется строгий порядок, и оробевший поначалу посетитель это понимает уже в скором времени. Особенно человек успокаивается после того, как, получив у консультанта руководство к действию и став обладателем номерка электронной очереди, просто сидит и ждет, когда его вызовут. Иной раз посетитель едва успевает посмотреть номер очереди на талончике, а его уже вызывают. Ну а если все же приходится подождать, то не больше 15 минут. 15 минут - это стандарт ожидания в очереди для всех МФЦ.

Для удобства посетителей практикуется также предварительная запись - на 14 дней вперед. Осуществить ее можно или в помещении центра через терминалы электронной очереди, или по телефону.

Наиболее крупные центры начиная с прошлого года перешли на новый график работы (10 часов в день, 6 дней в неделю) - фактически двухсменный график работы, что, несомненно, очень удобно для граждан.

Сеть МФЦ России, в том числе и нашей области, активно развивается, улучшается, предоставляя гражданам все больше возможностей и комфорта. В будущем мы подробнее расскажем и об этих возможностях, и о людях, которые эти справки выдают, и об успехах региона в деле построения сети МФЦ, и об электронной составляющей, без которой подобное дело было бы невозможным.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.03.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,511867,892772,079970,4646
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня