12.07.2016 / Общество

Барьеры - убрать!

Что уже сделано и что еще предстоит, чтобы улучшить жизнь инвалидов

Фото: Лев Федосеев

1 июля вступили в силу положения федерального закона № 419, согласно которым в административные регламенты предоставления услуг должны быть внесены требования по обеспечению их доступности для инвалидов. Как отразятся эти новшества на жизни человека, имеющего серьезные ограничения в здоровье, сможет ли государство сделать его жизнь полноценной? Об этом «Мурманскому вестнику» рассказал министр социального развития Мурманской области Сергей МЯКИШЕВ.

- В последнее время мы наблюдаем, как стремительно меняются федеральные законы в сфере социальной защиты инвалидов. С чем связана такая оперативность законодательной власти?

- Прежде всего - с актуальностью самой проблемы. Люди, которые еще лет пять назад, казалось бы, были незаметны и безмолвны, сегодня громко заявляют о своих правах на жизнь без ограничений, равные со всеми возможности, активную гражданскую позицию. Эти люди живут рядом с нами, имеют одинаковые права на достойную жизнь, что гарантируется Конституцией России.

Поэтому государство, повернувшись лицом к инвалиду, понимая его проблемы, поставило себе задачу, на первый взгляд, амбициозную, но совершенно необходимую для первоочередного решения в гражданском обществе: создать оптимальные условия для повышения уровня жизни человека, имеющего инвалидность, на иной качественный уровень.

Вы знаете, что социальная политика в отношении инвалидов принципиально изменилась совсем недавно. Началом отсчета я бы назвал два важных документа: это государственная программа «Доступная среда», которую в стране начали реализовывать в 2011 году, и федеральный закон о ратификации Россией Конвенции о правах инвалидов, принятый в мае 2012-го.

Именно тогда выражение «доступная среда» стало расхожей фразой, когда речь заходила о правах людей с ограниченными возможностями здоровья. А когда говорили о самой программе, подразумевали, что это панацея от всех насущных проблем. Действительно, государственная программа, первоначально рассчитанная на пять лет, не имела аналогов среди социальных программ по объему финансирования: около 50 миллиардов рублей!

Однако с ее реализацией положительные тенденции только наметились. Ситуация стала улучшаться, но, к сожалению, не настолько, чтобы результаты ощутил каждый человек с проблемами здоровья. От года к году государство понимало, что одними деньгами вопросы создания условий для реализации общегражданских прав инвалидов наравне с другими членами общества не решить. Необходим более основательный, системный подход. И начинать надо с законодательства.

- Что, собственно, принципиально изменилось в российском законодательстве? Ведь федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», положения которого вполне соответствуют принципам Конвенции о правах инвалидов, действует в стране с 1995 года.

- Реализация первого этапа программы «Доступная среда» доказала необходимость масштабной работы с законодательными актами.

Так, права и обязанности органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, определенные законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», были не в полной мере отражены и конкретизированы в законах «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Размытость границ между правами и обязанностями приводила к возникновению споров об ответственности за решение тех или иных задач в сфере защиты прав инвалидов. Получалось, что право человека, например, на доступный транспорт декларировалось, а механизм его обеспечения отсутствовал.

Поэтому в конце 2014 года был принят ФЗ № 419 о внесении изменений в отдельные законодательные акты (в 25!), касающиеся социальной защиты, занятости, образования, здравоохранения, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства. Они предусматривают включение во все нормативные акты порядков оказания услуг людям с проблемами здоровья.

При этом закон впервые устанавливает конкретные условия, которые органы власти и негосударственные организации обязаны обеспечить инвалидам в различных сферах жизнедеятельности.

- Какие же это условия?

- Во-первых, условия для беспрепятственного доступа к объекту (зданию, помещению), в котором предоставляется услуга, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации.

Во-вторых, возможность самостоятельного передвижения по территории, где расположены объекты, в которых предоставляются услуги, а также входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В-третьих, объект должен иметь надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности. Например, для людей с проблемами зрения надписи наносятся рельефно-точечным шрифтом Брайля, тем, у кого проблемы со слухом, оказывает помощь сурдопереводчик.

Одним словом, барьеры, мешающие получению инвалидами услуг наравне с другими лицами, должны быть устранены. Эта главная задача руководителя любого ведомства, любого учреждения или организации.

- Как на практике будут решаться эти задачи? Не могут же все государственные услуги в одночасье стать доступными…

- Мы с вами являемся свидетелями позитивных изменений в обществе, когда реализуется принцип перехода от декларативных заявлений к конкретному решению проблем инвалидов. Конечно, мы не испытываем иллюзий в отношении того, что уже в июле наши сограждане увидят принципиальные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Однако это вовсе не дает нам права бездействовать.

В 2015 году были приняты изменения в 15 законов Мурманской области, содержащих требования по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах их жизнедеятельности: это избирательное право, физическая культура и спорт, социальная защита и социальное обслуживание, культура и искусство, образование, транспортное обслуживание.

На этом наша работа не прекратилась. В июне 2016-го областная дума приняла еще один закон, которым внесены изменения, регулирующие правоотношения в сферах образования и градостроительства.

Кроме того, утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры региона. Он предусматривает переходный период до 2030 года, в течение которого будут приспособлены под нужды инвалидов 100 процентов объектов и услуг.

Стоит отметить, что этот документ «живой». Буквально на днях, в конце июня, подготовлена его новая редакция. Количество показателей увеличено с 39 до 53, впервые в него включены мероприятия, направленные на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере туристской деятельности. Подобные «дорожные карты» приняты и органами местного самоуправления. Таким образом, предстоит сделать немало.

- Какое достижение в этой сфере деятельности вы назвали бы самым важным?

- Говорить о каких-либо значительных достижениях преждевременно - слишком глобальная задача! Пожалуй, самое главное, что мы перешли к плановой и системной работе, нацеленной на конечный результат.

Отрадно, что в последние годы удалось перевести взаимоотношения с общественными организациями инвалидов из формата «вы нам должны» в формат «работаем вместе». И такое сотрудничество дает результаты как в нормотворческой деятельности, так и в решении повседневных проблем.

Мы называем наших коллег-общественников главными экспертами в создании доступной среды. Да по-другому и быть не может.

Беседовала Анна ЗАЙЧЕНКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.07.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,272167,357772,075770,1675
Афиша недели (16+)
 Российская космическая одиссея
Гороскоп на сегодня