22.09.2016 / Общество

Костер конфликта можно затушить

Как помочь взрослым и детям понять друг друга?

Областной семинар-практикум с сухим названием «Социально-психологическая медиация», который провели специалисты Мурманского центра социальной помощи семье и детям в рамках реализации проекта «Я выбираю сам», оказался не просто своевременным, но и очень полезным для участников. Ведь это совершенно новое направление в поддержке семьи помогает решить конфликты как в семье, так и в школе, найти общий язык с нашими колючими подростками, а также с их порой очень несговорчивыми родителями.

- Одной из задач проекта «Я выбираю сам» было создание в апреле этого года службы медиации в нашем учреждении, - подчеркнула директор центра Татьяна Кулькова. - Для этого была проведена серьезная работа, наши специалисты прошли обучение и теперь могут реализовать новую методику в реальной жизни. Сегодня на практическом семинаре мы покажем тот опыт, который наши психологи успели приобрести. Почему в наши дни особенно важна и нужна медиация? Психолог-медиатор - это третья, незаинтересованная сторона, способная практически помочь и родителям, и детям понять друг друга. Медиатор - специалист с холодной головой, не участвующий лично в конфликте, сумеет все разложить по полочкам и точно указать участникам ссоры на все их просчеты. А затем, проанализировав все досконально, найти выход из сложной ситуации.

В процессе медиации каждый участник - и ребенок, и взрослый, и обидчик, и «жертва» - может рассчитывать на то, что будет услышан, его постараются понять

Да, порой конфликты в семье затягиваются настолько, что кажется - все, дальше тупик. Психолог отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Екатерина Вашакидзе припомнила случай из практики. Вполне приличные, успешно работающие родители приняли решение отказаться от ребенка и поместить его в центр. Эту мысль породило отчаяние: с подростком справиться было невозможно - он периодически сбегал из дома, появлялся в квартире ночью, утром, когда хотел, не воспринимал никаких уговоров, не шел на контакт. Трудно даже представить, что испытали родители, когда обзванивали по ночам полицию, больницы и морги.

- Мы стали искать причины такого поведения и выяснили, что мама и папа не разрешают сыну играть в компьютерные игры, сурово ограничивают его, для того чтобы он лучше учился, - рассказала психолог. - Хотя мальчик и так в учебе вполне успевал. Парень решил проблемы по-своему: уходил в компьютерные клубы, к друзьям, садился за компьютер и «зависал», полностью теряя счет времени. А папа и мама настолько были обижены на ребенка и рассержены, что просто не замечали, что в своих стараниях вернуть его из виртуальности в реальность просто перегибают палку в своих воспитательных методах. Мы разобрались в конфликте и смогли заключить между родителями и подростком перемирие в виде медиативного семейного соглашения. Стороны установили, что ребенок имеет право на определенное количество часов у компьютера, и приняли взаимоприемлемые условия для дальнейшей совместной жизни.

Мероприятие, которое проходило в деловом центре «Арктика», собрало немало участников. Чтобы постигнуть все сложности теории и практики медиации, на семинар прибыли представители образовательных и медицинских учреждений, отделов опеки и попечительства, отделений по делам несовершеннолетних, а также отделов участковых уполномоченных УМВД России по городу Мурманску. Столь обширный круг участников неслучаен. Ведь медиация не просто позволяет разрешить конфликт, выявив его причину и движущую силу, но и предотвратить новую подобную «пожароопасную» ситуацию и в семье, и в школе.

В процессе медиации каждый участник - и ребенок, и взрослый, и обидчик, и «жертва» - может рассчитывать на то, что будет услышан, его постараются понять, он сможет донести свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения спора. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке создает столь необходимое каждому из нас чувство безопасности, воспитывает умение и желание решать конфликты мирным путем.

- Институт уполномоченного очень близок к тем, кто работает в режиме организации социально-психологической медиации, - отметил уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган. - В соответствии с законом мы также, как и медиаторы центра социальной помощи семье и детям, представляем третью сторону, стремимся быть нейтральными, беспристрастными, незаинтересованными в конфликте. Нам очень близки принципы деятельности медиаторов: соблюдение конфиденциальности, взаимоуважения, подход к сторонам конфликта, как к равноправным участникам. А главное, что нас объединяет, - это стремление помочь спорщикам в семье, школе, обществе разрешить проблему в интересах ребенка на основе нашего российского законодательства.

В теоретическом блоке семинара была рассмотрена история возникновения медиации, обозначены ее принципы и процедура проведения. В ходе практического занятия специалисты могли применить полученные знания на деле. Использовались приемы мозгового штурма, решения кейсов, активного тренинга. Участники отрабатывали предложенные к обсуждению медиативные ситуации.

В заключительной части семинара обсуждались сильные и слабые стороны самой процедуры медиации. Красной нитью прошла одна мысль: ребенок простит взрослым многое, но только не несправедливость. Он жаждет справедливости, как воздуха, а добиться ее порой можно именно с помощью независимых медиаторов - это хорошо усвоили все участники семинара.

Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.09.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня