01.12.2016 / Общество

Кровь, пот и слезы

В Мурманске можно посмотреть «28 панфиловцев»

Фото: Фото с сайта кинопоиск.ru

«Моим дедам - прошедшему всю войну Комаркевичу Владимиру Александровичу и мальчишке - труженику тыла Петровскому Михаилу Векентьевичу - посвящ», «Ваня Солнцев», «Советский народ - победитель», «Русский солдат», «Просто хочу помочь» - это подписи людей, пожертвовавших деньги на создание фильма «28 панфиловцев». Опубликованы они на официальном сайте кинокартины 28panfilovcev.com. Их много, очень много - 35086. Там есть реальные имена-фамилии, интернет-ники, названия компаний. Особняком стоит северодвинец Андрей Фомин, отдавший миллион. А все вместе они собрали 34 746 062 рубля. Зачем?

Почему в России через 71 год после Победы продолжают снимать фильмы о Великой Отечественной? Мы гордимся Победой? Конечно! Но разве дело только в этом? Мне кажется, мы - из нашей мирной и сытой жизни - пытаемся найти ответ на вопрос: «Как?! Как им удалось выстоять и победить?» А ответа - окончательного, бесповоротного, объясняющего все - так и нет. И мы продолжаем искать.

«Честный фильм о героях прошлого» пообещал сделать, приступая к работе, сценарист, режиссер и продюсер «28 панфиловцев» Андрей Шальопа. Неделю назад фильм вышел на российские экраны. Получилось?

Тему Шальопа, конечно, выбрал «горячую» - больше года в Рунете бушует спор между теми, кого с определенной долей условности можно поделить на «либералов» и «патриотов».

Первые говорят, что никакого подвига 28 панфиловцев не было, дескать, не мог 16 ноября 1941 года потрепанный взвод остановить у разъезда Дубосеково целую немецкую кампфгруппу из двух батальонов - танкового и пехотного, наступавших при поддержке артдивизиона, мол, это пропагандистская выдумка журналистов «Красной звезды». Вторые утверждают: «Был подвиг!» И цитируют донесение в штаб 2-й немецкой танковой дивизии об «упорном сопротивлении противника» от все того же 16 ноября.

Ну а что фильм Андрея Шальопы? Начинается он с картины почти мирной жизни. Заснеженная деревня, бойцы 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии изучают матчасть немецких танков под руководством лейтенанта, на голове у которого буденовка. Это очень точная деталь: 316-я формировалась в Казахстане и обмундировывалась из старых складских запасов.

«28 панфиловцев» уже успели назвать мечтой «заклепочника» - это такие въедливые знатоки, которые примечают в фильмах ляпы-анахронизмы, когда, например, кинонемцы воюют в 41-м на «тиграх». Так вот в «Панфиловцах» по части униформы, вооружений, техники все безукоризненно - создатели вложились по полной, денег не пожалели. Вообще, что называется, каждый потраченный рубль виден на экране, каким-то распилом, отмывом денег, что свойственно нашему кинематографу, в этом случае и близко не пахнет.

А тем временем на экране, после боевой учебы, на ночном построении комбат произносит вдохновенную речь, и бойцы уходят на передовую. И тут кинознатоки испытывают первый шок. Во время ночного марша один из бойцов рассказывает товарищам о том, как много лет назад в Японии банда из 40 человек повадилась грабить деревню, и тогда крестьяне наняли семерых самураев для защиты, а те показали бандитам кузькину мать. «А вот у нас иначе рассказывают, - спорит с ним другой красноармеец. - Дело было в Америке, там семь пастухов защитили деревню от бандитов. Ага, тех тоже было 40…»

Постойте, ведь это пересказ «Семи самураев» Акиры Куросавы 1954 года и его ремейка - «Великолепной семерки» Джона Стерджеса 1960 года! Зачем это в фильме о Великой Отечественной? Шальопе не дают покоя лавры Тарантино, любителя скрытых и явных киноцитат из лент мэтров прошлого?

В следующем эпизоде создатели «28 панфиловцев» исправляются. В солдатских мемуарах и интервью ветеранов Великой Отечественной, хлебнувших передовой полной мерой, поражает одна общая деталь. Все они, как один, говорят, что самым тяжелым на войне были даже не убийственные атаки, а… бесконечное рытье окопов, траншей, блиндажей. Только успеешь все обустроить - смена позиций, и все по новой. Лопата, каменные мозоли от промерзшей земли и пот - это и есть солдатская фронтовая работа.

Вот и панфиловцы, прибыв на передовую, берутся за лопаты: копают основную, запасную, ложную позиции, зигзагообразные траншеи, ниши, отнорки.

При этом ведут странные разговоры. О том, что «не надо стоять насмерть, надо - намертво!». Рассуждают о разнице между Родиной и Отечеством. А еще объясняют бойцам-казахам, что, поскольку воюют те за Россию, они теперь не казахи, а русские: «Вот будем защищать Казахстан - будем все казахи». М-да…

В «28 панфиловцах» нет привычных по всяким «штрафбатам» и «утомленным» пьяных генералов и кровожадных особистов, и очаровательные санитарки в мини-юбках не крутят романы направо и налево (и это бесспорный плюс). Но так выпячивать «русскость» - явный перебор (как и православная молитва перед боем одного из красноармейцев), в 41-м воевали все-таки за СССР.

В истории 28 панфиловцев есть черное пятно. Вопреки первой официальной версии их подвига, погибли 16 ноября не все. Сержант Иван Добробабин попал в плен к немцам и пошел служить полицаем, потом опять служил в Красной армии. Узнав, что панфиловцев удостоили звания «Герой Советского Союза», стал добиваться Золотой Звезды и для себя. Тогда и всплыли подробности его биографии.

Так вот в «28 панфиловцах» Добробабин есть. Нет, фамилия его с экрана не звучит, просто персонаж в одном из эпизодов говорит: «А вот у нас в Перекопе…» Перекоп, село в Харьковской области - малая родина Добробабина, там он, кстати, и полицайствовал.

Ну, а потом был бой. Точнее - два. После первого от 140 бойцов 4-й роты осталось 28. Они и приняли второй. И победили - немцы отступили. В кино. В реальности после кровопролитного боя отступил 1075-й полк. Отступил, чтобы сражаться снова и в конце концов погнать немцев от Москвы.

Кинокритики - профессиональные и самодеятельные - уже сравнили «28 панфиловцев» с «Горячим снегом» и «Они сражались за Родину». Да, определенное сходство есть, в конце концов во всех трех фильмах наши ведут оборонительные бои. Но, на мой взгляд, у «Панфиловцев» куда больше сходства с последним фильмом Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…»

И там, и там сражению предшествует боевая учеба. И там, и там против немецких танков встает взвод. Более того, в основу фильма Быкова тоже лег реальный эпизод - подвиг противотанкового взвода лейтенанта Петра Широнина под Харьковом в 43-м. Только широнинцы полегли все до одного. И Быкову хватило такта вывести павших героев в своем фильме под другими фамилиями. Чтобы не оскорблять их память неизбежным для кинематографа художественным вымыслом.

Жаль, что этого такта не хватило Андрею Шальопе. Ведь можно было назвать фильм короче - просто «Панфиловцы». А число 28… Оно хорошо для раскрутки ленты, но выводит за рамки тех же солдат 4-й роты, что погибли в первом бою. Разве их подвиг менее ценен?

Фильм оставил противоречивое впечатление: бесспорные плюсы в нем соседствуют с очевидными минусами. Самое сильное место - титры, когда по экрану, сменяя друг друга, плывут фамилии тех, кто отдал свои деньги на съемки «28 панфиловцев».

Во многих интернет-рецензиях на фильм Шальопы авторы пишут, что киносеанс завершился зрительскими аплодисментами. В небольшом зале одного из мурманских кинотеатров, где я смотрел «Панфиловцев», аплодисментов не прозвучало. Зато у многих зрителей, когда включили свет, на глазах были слезы.

Петр БОЛЫЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.12.2016

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня