08.12.2016 / Общество

Под небом Поднебесной

Месяц в Китае по-мурмански

Фото: Екатериана Андреева
В центре Улан-Батора: статуя юноши, объезжающего лошадь.

Сборы в дорогу

Пока по миру путешествуют тысячи, хотя, скорее, даже миллионы китайцев, мы с приятельницей Татьяной решили наведаться в Поднебесную. В том, что жители этой страны являются одной из самых туристических наций, можно убедиться, не заглядывая в статистику. В Москве и Санкт-Петербурге на каждом шагу организованные группы людей, как правило, с одинаковыми элементами в одежде: в красных платочках или желтых кепочках. Хотя, конечно, цвета могут меняться.

Во многих столичных гостиницах работают специальные магазинчики с китайскими товарами и продуктами, надписи продублированы иероглифами. Что далеко ходить, пока сидели в аэропорту в ожидании регистрации и вылета, практически каждые 15-20 минут к зданию подъезжал автобус с жителями Поднебесной, улетающими из России.

Однако вернемся к нашему отпуску. Подготовка к нему началась, как обычно, с поиска билетов на самолет и гостиниц: не в наших правилах пользоваться услугами турфирм, мы выбираем самостоятельные путешествия. И даже в крупнейшую державу Южной Азии решили поехать без путевок, несмотря на многочисленные предупреждения на форумах: дескать, мало кто из местного населения владеет английским языком, не говоря уже о русском, а это значительно усложняет передвижение по стране.

Первым делом стали искать авиабилеты. Сайты компаний и специализированные порталы предлагают различные варианты перелетов. Выбор пал на МИАТ «Монгольские авиалинии». Причин несколько. Во-первых, самая низкая цена за перелет - 17500 рублей. Во-вторых, пересадка в Улан-Баторе. В обоих направлениях она длилась по 10 часов. Кому-то такая пауза покажется слишком долгой, но мы решили, что за это время вполне успеем познакомиться с монгольской столицей. Дело в том, что с ноября 2014 года виза россиянам для посещения этой страны не требуется, если вы путешествуете транзитом или хотите провести менее 30 дней.

Следующий этап - бронирование гостиниц в Китае. За время подготовки наш маршрут неоднократно менялся, но города, в которых мы хотели побывать, были определены почти сразу: Пекин, Сиань, Чэнду, Гуйлинь.

Собственно, бронировать номера можно и во время поездки, но для получения визы необходимо предоставить подтверждение из отелей, что мы и сделали. Благо, что на порталах, где размещена подробная информация о гостиницах, можно отменить бронь вплоть до дня предполагаемого приезда. И никакого штрафа не будет. В итоге номер с двумя кроватями в Пекине нам обошелся в полторы тысячи рублей за ночь, в Сиане, Чэнду и Гуйлине - по 900 целковых.

Третий немаловажный момент - получение визы. Жители Мурманской области могут подать документы в Генеральное консульство Китайской Народной республики в Петербурге. Для оформления туристической визы необходимы паспорт, ксерокопия его страниц, заполненная анкета, фотографии. В принципе не такой уж и сложный набор.

Однако работники консульства могут потребовать дополнительные документы, в частности, выписку из банковского счета (на нем должно быть минимум по 50 долларов на сутки пребывания в Поднебесной) или справку с места работы. Вот эта загвоздка меня и смутила, поскольку к журналистам во многих странах относятся настороженно, для сотрудников СМИ даже имеются специальные разрешения на въезд.

В визовом центре Северной столицы меня заверили, что никаких проблем быть не должно, в крайнем случае можно будет написать заявление о том, что еду в Китай не по работе, а на отдых, но рисковать не хотелось, все-таки билеты на руках, чемодан в полусобранном состоянии. Поэтому обратилась в питерскую фирму, сотрудники которой за вполне приемлемую сумму - на 900 рублей дороже, чем в консульстве, - оформили мне разрешение, причем даже без подробной анкеты.

Волшебные тугрики

И вот мы с чемоданами, визами, билетами и бронями в аэропорту Шереметьево. На стойке регистрации кроме нас с Татьяной еще один мужчина. Все. У соседней стойки длинная очередь соотечественников, летящих в более теплый Гуанчьжоу. На нашей табличке значится Улан-Батор.

- Извините, а мы втроем полетим? Или, может, еще кто-то купил билеты на рейс? - поинтересовались мы у представителя компании.

- Пассажиры еще будут, но немного, да и сам самолет небольшой, - ответил молодой человек. - Кстати, у вас будет дозаправка топлива в Новосибирске.

- Понятно, мы летим на кукурузнике, баки которого не вмещают много топлива. Прекрасная перспектива, - с долей опасения ответили мы и пошли на досмотр.

Однако ближе к времени вылета наш оптимизм слегка подрос: у ворот появились с десяток спортсменов и еще несколько пассажиров - русских, китайцев и монголов. Конечно, опять немного смутило объявление, что вылет откладывают на час из-за задержки самолета в предыдущем рейсе.

- Я читала, что в МИАТ всего шесть бортов, - прошептала Татьяна. - Но на счету компании нет ни одной аварии. Будем успокаивать себя этим.

С таким бодрым настроением мы и полетели в загадочный и холодный Улан-Батор.

Сам аэропорт небольшой, примерно как наш мурманский. В зале работают несколько сувенирных магазинов, кафе, есть пункт обмена валюты. Принимают деньги многих стран мира. В самой же Монголии ходят тугрики.

- Много не меняйте, тут все дешево, - заскочили в обменный пункт ребята-борцы, с которыми мы успели подружиться за семь с половиной часов перелета. - Мы дали 500 рублей за бутылку минеральной воды, нам дали сдачу сто рублей и о-о-очень много тугриков, даже сосчитать сложно.

Почти как дома

Увидев внушительную пачку банкнот в руках спортсменов, я решила поменять 10 долларов. Хотела, конечно, поменьше, но купюры с другим номиналом не было. Пересчитывать полученные банкноты не стала. Татьяна перевела в монгольскую валюту 300 рублей. И мы отправились в город. Отвезти туда туристов жаждали таксисты, называли какие-то заоблачные цены, хотя попутчики нас предупредили о реальной стоимости поездки.

Селфи автора в Улан-Баторе. Очень холодно...

Решив не торговаться, мы просто сказали прилипчивым водителям, что, если они не оставят нас в покое, обратимся в полицию. И пошли на остановку городского автобуса, благо она находится в зоне видимости, метрах в ста от аэропорта. Билет - 500 тугриков, приблизительно два рубля.

Мы вышли на центральной площади, чтобы увидеть памятник Чингисхану. Монумент расположен у стены здания и очень популярен. Сфотографироваться с ним приезжают новобрачные, рядышком раскинулись шатры с сувенирами, периодически сменяется почетный караул. В общем, все честь по чести.

Однако любоваться красотами и видами монгольской столицы было очень сложно: в конце октября здесь очень холодно, дует пронизывающий ветер, и вместо прогулок по центру города мы зашли в несколько магазинчиков. Один привлек рекламой российского шоколада. Внутри также много наших товаров.

Вообще ощущение, что мы на родине: продукты, чай, кофе, бытовая химия - все, как у нас. Наверное, это какая-то специализированная торговая точка. По соседству с ней продают кашемировые изделия. Кофты, свитера, пончо, шапки, шарфы, варежки. Пробыв около получаса на улице, мы поняли, что эти товары жизненно необходимы в степной стране. Однако покупать ничего не стали, ведь нас ждал Китай.

Согрелись в кафе. На пятачке около центра увидели две точки общепита: вегетарианскую и обычную. Пошли во вторую. Заказали по тазику супа, тарелке шашлычков и огромной чашке чая. Точные цены не скажу, запомнила, что шашлычки стоили один доллар. Поняв, что пачки купюр у нас не очень уменьшаются, мы оставили официанту на чай по 5000 тугриков - около 200 рублей. И поехали обратно в аэропорт. Там перед вылетом успели купить по магниту. Каждый стоил пять тысяч тугриков.

Подводя итог, скажу, что десяти долларов мне хватило на проезд на автобусе туда и обратно, оплату одного билета для Татьяны, обед в кафе и чаевые, покупку большой пачки монгольского чая, смешной ручки, а также двух магнитов. И еще две тысячи тугриков у меня остались. Вот такая волшебная Монголия. Хочется поехать туда в отпуск, только надо узнать, когда в этой стране сезон, - не хочется постоянно мерзнуть.

О самой поездке в Китай, о пандах, еде, Великой Китайской стене и других интересных местах читайте в следующих номерах.