13.05.2014 / Спорт

Нашему гиганту нужен простор

Корреспонденты «Мурманского вестника» прошли на «Седове» первый этап гонки

Фото: Лев Федосеев

Такому паруснику, как «Седов», - самому огромному и самому старинному - положено держаться особняком. Будто подтверждая это, погода сделала все, чтобы кораблю-легенде на Черноморской регате больших парусников досталось больше внимания, чем всем остальным. Его прибытие в Варну - начальную точку регаты - и в Новороссийск - пункт окончания первой гонки - видели и запомнили все.

Встреча «выпускников»

В Варну наш «Седов» заходил по-королевски: все участники уже стояли в болгарском порту и ждали только нас. Внезапно сгустившийся туман задержал корабль почти на сутки. Но получилось даже лучше. Сотни людей на берегу и экипажи с бортов двух десятков других парусников радостно махали руками и флагами подходящему к берегу барку.

В довольно невзрачном порту Варны неспешное течение жизни курорта сменилось атмосферой праздника. Даже те, кто не знал о регате, шли к морю на звуки музыки и видневшиеся почти из любой точки Варны мачты.

Открытые трапы самых красивых парусников мира - событие далеко не рядовое. Подняться на борт и постоять у штурвала торопился каждый, несмотря на то что лил дождь, а небо никак не могло освободиться от серых туч.

Среди главных звезд, конечно же, четыре российских парусника класса «А» - «Надежда», «Мир», «Крузенштерн» и «Седов». В последний раз они вот так встречались больше десяти лет назад.

Праздничная иллюминация в порту, светящиеся всеми цветами радуги мачты «Надежды» и монументальный «Седов», стоящие совсем рядом, стали любимыми объектами операторов и фотокоров. А добродушные, улыбчивые пакистанцы с военного парусника «Rah Naward» стали настоящими моделями, не устающими позировать перед «мыльницами» гостей судна. Но как приятно было видеть, что самая большая очередь посетителей выстроилась на «Седов». И еще приятнее понимать, что все эти люди, восхитившись красотой старейшего учебного парусника, спустятся на берег и восторженно будут провожать нас.

Именно так и было, когда вечером 3 мая «Седов» вместе с остальными парусниками взял курс на Новороссийск. Прогноз обещал встречный ветер и пасмурное небо. А интуиция подсказывала: в ближайшие шесть дней нас ждет нечто незабываемое.

Против ветра

После старта все корабли как-то разбежались, уже примерно через час никого не осталось в зоне видимости - у всех был свой маршрут на пути к Новороссийску. Для сотни курсантов эти ощущения были в новинку, в регатах они еще не участвовали и получили отличную возможность проверить все, чему научились за два месяца практики.

Но это для редких пассажиров вроде нас регата - сплошная романтика, только ветер и паруса. А чтобы эти самые паруса поднять, курсантам приходилось подниматься на мачты, ловко перебираться по реям в любое время дня или ночи.

Вот и в первую же ночь нормально поспать им не удалось, парусный аврал был объявлен в 4 утра. Большая часть трейниз - туристов, отправляющихся в плавание, чтобы посильно участвовать в общем морском деле, - даже не поняла, о каком аврале сообщает голос из приемника. В этот момент хотелось перевернуться на другой бок и досматривать сны. А вот курсанты понимали, что это значит. После этого авралы стали повторяться едва ли не по десятку раз в сутки.

Наутро нам, ничего не понимающим пассажирам, казалось, что все идет по плану: берегов не видно, а значит, мы уже где-то далеко. Вот только члены экипажа неохотно отвечали на вопрос о нахождении корабля и посмеивались, мол, похожи мы на того самого рассеянного, который из Ленинграда приехал в Ленинград. Все потому, что ветер всю ночь водил «Седова» по морю где-то возле Варны, и сейчас до нее по корабельным меркам рукой подать.

Потом, к счастью, ветер перестал издеваться и задул в том направлении, которое нам было нужно. Хотя время завершения гонки в регате еще не самое главное. Об этом рассказал парусный мастер «Седова» Игорь Евдокимов. Уж ему-то точно все известно о возможностях парусов. Мастер рассказал, что есть такое понятие, как гоночный балл, то есть особый коэффициент. После финиша время, потраченное на прохождение пути, умножается на этот коэффициент, и именно данный результат нужно сравнивать с остальными. Так что к финишу парусник может прийти и последним, а в итоге занять первое место.

- Но, если честно, условия, конечно, не наши, - признался Игорь Григорьевич. - Нам нужен океан, простор. Вот там у нас были бы наибольшие шансы, а так - посмотрим... Главное, бороться честно. Потому что некоторые хотят добиться победы любой ценой, подрабатывают машинами. Об этом даже байки ходят. Но мы уже не раз побеждали, давно показали, на что способны. А если и будем что-то доказывать, то только самим себе.

Аттракционы на борту

На следующий день корабль просто полетел по волнам. В какой-то момент даже слегка заштормило, но бывалые моряки сказали, что это легкое покачивание нашему тяжеловесу нипочем, а вот малышам класса «D» в такую погоду точно непросто. Правда, «танцевать» по пути от кормы к носу или от одного борта к другому приходилось частенько. Шаг вперед и два назад - во время качки считается вполне нормальной походкой.

Но особенно весело стало, когда корабль накренило сначала в одну сторону, а потом в другую. Произошло это в банный день, и вся вода из душевой, не успевая попасть в сливные отверстия, полилась по коридорам. А когда парусник наклонило в противоположную сторону, в той же душевой начались «соревнования альпинистов»: подняться без падений по скользкому мыльному полу удавалось далеко не каждому.

Только это сразу забываешь, когда стоишь возле бушприта на носу корабля и наслаждаешься пейзажем. Или когда то и дело кричат: «По правому борту дельфины!» Тогда все бегут на палубу с фотоаппаратами и мобильными телефонами, пытаясь снять, как целые стада дельфинов провожают наш корабль. С чем сравнить ощущения, когда поднимаешься на мачту, хотя бы на первую - марсовую - площадку, и с высоты наблюдаешь, как боцман раздает наряды провинившимся курсантам, а остальные снуют туда-сюда во время малой приборки. Честно говоря, подниматься на мачту я боялась, но когда мне рассказали, что недавно на это решилась 70-летняя немка и с марсовой площадки кричала: «Дас ист фантастиш!», я поборола свой страх и не пожалела.

О многом, что происходило за время перехода, можно вспоминать. Например, как ветер почти два дня водил нас от побережья Крыма на юго-восток и обратно, не позволяя приблизиться к цели. С берега связистам то и дело сообщают:

- Эй, на «Седове»! Новороссийск в другой стороне!

А наши в ответ:

- Мы знаем! Просто покататься подольше решили!

Наш День Победы

В общем, с досадой пришлось смириться с тем, что в Новороссийск мурманский корабль пришел так же, как и в Варну, когда главные конкуренты были уже там.

Первой финишировала «Надежда», за ней «Мир», а «бронза» на этом этапе досталась румынскому паруснику «Mirceа», который считается одним из самых современных кораблей своего класса.

- Другие парусники могут идти круче к ветру, а нам из-за размера пришлось лавировать от Крыма к Крыму, - с легкой грустью сказал старший боцман Николай Козлов. - Естественно, результат для нас все-таки важен. Иначе курсанты не старались бы так на авралах. Но это только первый этап, поэтому рано опускать руки. Ребята показали, что готовы работать и бороться. Посмотрим, что будет на следующем этапе.

В Новороссийск «Седов» пришел 9 мая под звуки оркестра, и встречу, которую ему устроили горожане, точно можно считать победой. Как и очередь во время очередного открытого трапа на все корабли. Думаю, даже не стоит уточнять, на какой парусник выстраивалась бесконечная очередь, как в мавзолей…

А вчера барк «Седов» из Новороссийска двинулся в Сочи. Этот переход в рамках Черноморской регаты уже не будет гоночным, до столицы Олимпиады корабль пойдет в свое удовольствие, не обращая внимания на соперников.

Нам в Новороссийске пришлось попрощаться с парусником: слишком много желающих попасть на борт, пройти хоть какую-то частичку пути под парусами. Впрочем, свою порцию впечатлений мы получили сполна. Так что о жизни на «Седове», наших приключениях, веселых буднях курсантов расскажем читателям в ближайших номерах «Мурманского вестника».

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Анна ВИХРОВА, Варна - Новороссийск - Мурманск

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.05.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня