На изломе весны в Оленегорске состоялось необычное событие: ледовые гонки на мотоциклах и автомобилях. Местные энтузиасты вместе с главным организатором соревнований Аленой Новиковой придумали экстремальную забаву, ориентируясь на настроения земляков со всей области.

Мероприятие подтвердило старую истину, что северяне - народ особенный, нам мало метелей, морозов и полярной ночи. К природным чудесам привыкли, то ли дело усугубить это риском, испытать себя на прочность.

Ледовые гонки прошли в Оленегорске во второй раз: в прошлом году на просторах Банного озера состязались мотоциклисты. Кстати, в город горняков примчались тогда любители мотоциклов из разных уголков Кольского края. Как говорит Алена Новикова, едва разъехавшись, земляки стали думать о следующих гонках.

- Ребятам хотелось большего, чем достигнуто, чтобы разгорячить кровь. Предложили добавить гонки на автомобилях, - делится воспоминаниями Алена. - Я поначалу отбивалась от этой идеи как могла, но, если честно, так хотелось попробовать что-то новое, вот и рискнули провести экстремальные соревнования.

Небольшая историческая справка. Банное озеро располагается в пригороде Оленегорска. В 50-е годы по его берегам стояли бани для заключенных, которые участвовали в строительстве города и горно-обогатительного комбината, оттуда и название водоема. Сейчас ему присвоили более благозвучное название - Ближнее, но население упорно именует озерко по старинке.

Стоит отметить, что подготовка к нынешним состязаниям была непростой. Намеревались провести гонки несколько раньше, но из-за погоды произошел конфуз: когда тяжелая техника для расчистки поверхности озера вышла на лед, тот «присел», выдавив некоторое количество воды. Дату пришлось переносить, вызывать специалистов, замерять толщину льда и заново готовить дистанции, чтобы обеспечить безопасность участников соревнований.

- Призовой фонд гонок - необычные кубки, сделанные на заказ. Вторых таких точно нет, их предоставила нам компания «Mоtul». Горюче-смазочные материалы, которыми пользуются как автомобилисты, так и мотоциклисты, - тоже в призовом фонде, - поясняет Алена. - География участников - это, без преувеличения, вся область, а среди мотоциклистов еще и гости из Карелии. Хотелось бы выразить огромную благодарность городской администрации, ГОКу, предприятиям и организациям - все помогали нам в подготовке соревнований.

Кубки «Ледовых гонок» изготовлены из настоящих мото- и автодеталей.

Кто же они, участники гонок? Их около сорока: военнослужащие, технари и даже водолаз. Всех объединяет одна пламенная страсть - любовь к машинам, мотоциклам, скорости и драйву. На нынешних состязаниях автомобили были в большинстве.

Но вот со льда выруливает железный конь в экзотической раскраске.

- Давно ли на мотоцикле? - интересуюсь у гонщика в красивом шлеме.

- Так с самого детства, - улыбается мурманчанин Олег Нападистов. - На свой первый мотоцикл деньги сам собирал и в 17 лет купил советский «Юпитер» Ижевского завода.

У Олега необычная профессия, он водолаз. Однако экстрим ему необходим и на суше - говорит, что в Оленегорске во второй раз, а до этого участвовал в мотогонках в Росляково.

Сынишка с восторгом смотрит на отца, у малыша, которому и трех лет не исполнилось, уже есть свой маленький мотоцикл.

- Лед под колесами не трещит? Опасная трасса? - спрашиваю Олега.

- Так в этом весь кайф! Классные состязания! - отвечает гонщик. И добавляет, что отныне он преданный поклонник оленегорских соревнований.

Примечательно, что по машинам можно было историю автопрома изучать. В основном «Жигули» разных поколений, но есть и иномарки. Ну какая прелесть древняя и очень даже шустрая «копейка»! Аккуратненькое раритетное средство передвижения ловко свернуло с ледовой трассы и двинулось на автостоянку, что в глубине парка. Бегу следом.

- Здрасьте, какой у вас автомобиль забавный, почти игрушка! - не могу скрыть удивления.

- ВАЗ-2101, - любуясь своим сокровищем, отвечает 27-летний Андрей Бревнов.

Он из Мурманска, работает спасателем в морской спасательной службе, а автомобиль - его давнее увлечение.

- Моя машина 1972 года выпуска, бегает уже более 45 лет. Отец подарил мне ее на 18-летие, - поясняет гонщик. - Купили тогда совсем задешево, потом пару лет восстанавливали. Отец привил мне любовь к автомобилям, с малого детства я возился с ним в гараже. Повзрослев, стал и дальше ухаживать за машиной, очень люблю ее.

Спрашиваю, есть ли другая, «взрослая» машина, или эта - единственная?

Андрей с неподдельной нежностью произнес фразу, которая многое объясняет: «Это моя выходная машина, а для повседневного использования имеется обычная BMV».

- Вы совсем неплохо прошли дистанцию. У старушки есть еще порох в пороховницах! - замечаю я.

- Мы готовились, я старался, настраивал двигатель, занимался запчастями, - признается Андрей. - Кстати, в Оленегорск друг привез меня на прицепе, чтобы не рисковать автомобилем.

- Как оцениваете гонки?

- Замечательно! До этого гоняли в Кильдинстрое, но на Банном трассы лучше, здесь, конечно, интереснее, - отмечает парень. - Организация отличная, так держать.

Соревнования длились до вечера. Кажется, все остались довольны. Повсюду царила авто- и мотосолидарность: гонщики помогали друг другу по технической части, ну а о дружеских связях и говорить излишне. Большинство и раньше были знакомы, здесь дружба только укрепилась.

Теперь о результатах состязаний. Среди мотоциклистов лидировал Константин Гергель из Оленегорска, второе место занял его земляк Максим Тупицын, третье - Дмитрий Пяттоев из пгт Лоухи. В ралли-спринте «Субару» отличился мурманчанин Юрий Левченко, на втором и третьем местах - Владимир Мамбетов и Даниил Матвеев из заполярной столицы.

В дрифте (технике прохождения поворотов) победил Сергей Румянцев из Мурманска, вторым стал Анатолий Акулов из Ковдора, третье место у мурманчанина Алексея Сосина.