14.07.2017 / Транспорт

Поддадим газу на Севморпути?

Он может стать основным топливом для торговых судов на арктических маршрутах

В штаб-квартире Международной морской организации в Лондоне на днях завершилась сессия Комитета по защите морской среды. Несколько ключевых вопросов повестки дня касались наших, северных, широт - экологических болячек арктического судоходства. Одна из них - использование так называемого тяжелого топлива.
Нелегкие последствия тяжелого топлива
12 миллионов тонн грузов - почти вдвое больше рекордного для страны показателя - планирует перевезти в следующем году по Севморпути «Совкомфлот». И это только одна, пусть и крупнейшая, судоходная российская компания. Интенсивность судоходства в Арктике растет, что заставляет пристальнее вглядываться в экологические аспекты полярной логистики. Чем экологам не угодил флотский мазут, или (если говорить языком документов) тяжелые сорта судового топлива?
- Риски от разлива жидкого топлива в Арктике очень существенны. Последствия могут быть намного опаснее, чем в других морях, - объясняет руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников. - В ледовых условиях ликвидация разливов мазута очень проблематична. И поэтому есть совместная позиция ряда экологических организаций - нужно постепенно выводить его из обращения. Что, надо сказать, уже сделано в Антарктиде.
По подсчетам экологов, ликвидация разлива 100 тонн мазута в условиях Севера по цене сравнима с экономией, которую получает весь арктический флот мира от использования более дешевого, но экологически опасного топлива. Российский офис WWF впервые принял участие в сессии Комитета по защите морской среды. Нашу страну также представляли руководители Росморречфлота, университета имени Макарова, администрации морских портов Балтики и Западной Арктики. В отношении «мазутного вопроса» пока решено собрать и проанализировать предложения всех сторон.
- У Российской Федерации отличная от других арктических стран позиция, - комментирует Алексей Книжников. - В частности, по мнению наших ученых, в арктических ледовых условиях разливы дизельного топлива или дистиллята (их предлагают в качестве альтернативы) могут быть опаснее мазутных. И это тема для дальнейших дискуссий. У Всемирного фонда дикой природы предложение более радикальное. Мы считаем, что для российского сектора Арктики интереснее, с точки зрения как экологии, так и экономики, перевод судоход-
ства на сжиженный природный газ.


Трансформация начинается
СПГ - не такая уж неожиданная альтернатива, как может показаться на первый взгляд. Мировой опыт эксплуатации использующих его судов - примерно 10 лет. На сессии Комитета по защите морской среды в Лондоне делегации Португалии и Испании заявили о начале перевода судоходства на сжиженный природный газ. В этих странах шесть портов уже сейчас создают бункеровочные мощности для этого вида топлива. А на днях аналогичная новость пришла из Москвы.
- Хотел бы доложить, что в Год экологии в Российской Федерации «Совкомфлот» как лидер международного рынка перевозок энергоносителей принял прин-
ципиальное решение о начале перевода флота на газ как основное топливо, - заявил гендиректор компании Сергей Франк на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым. - Мы первые в этом смысле и долго готовились, но практически с 2018 года начинаем эту трансформацию.
Напомню, «Совкомфлот» занимается в том числе транспортировкой добываемых в районе Обской губы Карского моря углеводородов. И в этом году впервые в истории коммерческого мореплавания навигация там была круглогодичной. Разместить заказы на новые суда «Совкомфлот» планирует на российских верфях. Предназначены танкеры будут в основном для Балтики и Северной Европы. Обеспечивать их СПГ будет концерн «Шелл». Место поставки газа - Роттердам. Впрочем, и о высоких широтах шла речь на встрече с Дмитрием Медведевым. Гендиректор «Совкомфлота» напомнил про статью 234 Конвенции ООН по морскому праву, которая позволяет прибрежным государствам в своих экономических зонах, там, где льды создают угрозу судоходству, вводить дополнительные экологические ограничения.
- Хорошо. Этим и будем заниматься, - отреагировал премьер.
10 лет на переоснащение флота
- Мы как экологи такие ограничения, снижающие риск загрязнения окружающей среды, конечно, поддерживаем, - комментирует руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников. - В то же время не хочется, чтобы экологические требования стали препятствием для экономического развития. Как мера постепенная, реализуемая поэтапно, я думаю, это более чем уместно. К слову, Международная морская организация так и действует.
Перевод арктического флота на СПГ - задача масштабная. Речь идет о сотнях судов. Но, с одной стороны, часть из них (в силу возраста) скоро потребует замены. С другой, Россия в Арктике становится страной - производителем сжиженного природного газа. В ближайшие месяцы будет запущен завод на Ямале. И часть его продукции могла бы стать бункеровочным топливом.
- Переход арктического судоходства на СПГ - вполне достижимая цель с горизонтом планирования 10 лет - разумеется, при поддержке со стороны государства, - рассуждает Алексей Книжников. - Здесь могут быть какие-то налоговые и другие преференции, ведь мы решаем сразу несколько задач: снижаем выбросы в атмосферу, сокращаем риск разливов нефти (а значит, можем уменьшить расходы на создание сил и средств для ликвидации таких ЧП). Наконец, продвигаем Севморпуть на международной арене как транспортную магистраль, работающую по наивысшим экологическим стандартам. Более чистого топлива, чем сжиженный природный газ, для морского судоходства сегодня нет. Поэтому мы рады, что наш флагман, компания «Совкомфлот», показывает пример остальным.
Но вернемся к Комитету по защите морской среды. Если работа над лимитированием использования тяжелых видов топлива или, скажем, ограничением воздействия шума от судоходства на морских млекопитающих Арктики там только начинается, то применение систем очистки балластных вод на танкерах и сухогрузах - вопрос решенный. Соответствующая конвенция вступит в силу уже 8 сентября. Принципиальные решения достигнуты и в отношении выброса парниковых газов. А это значит, что экологизация судоходства идет уверенно. И, может быть, даже быстрее, чем кажется на первый взгляд.

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.07.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Хоррор в стиле «паэлья»
Гороскоп на сегодня