Южные воздушные ворота нашего края распахиваются все шире: ожидается, что скоро в Хибины зайдет авиакомпания «Сибирь», а это сулит совершенно иные возможности аэропорту и пассажирам. 

Куда душа пожелает 

Уже сейчас авиакомпания «Сибирь» открыла продажу билетов в аэропорт Хибины на март и апрель. Скоро в Министерстве транспорта РФ состоится судьбоносное для нас заседание транспортной комиссии, где, как надеются все заинтересованные лица, будет одобрено субсидирование направления на Апатиты для авиакомпании «S7». 

Как пояснила директор аэропорта Хибины Светлана Скопина, переговоры с этой компанией - крупнейшим авиаперевозчиком России после «Аэрофлота» - ведутся уже больше двух лет.  

Проблема состояла именно в отсутствии субсидирования, которое возможно по двум линиям: либо от инвестора, но компания «ФосАгро» уже субсидировала «Северсталь», либо федеральное совместно с субъектами по постановлению РФ-1242 (в данном случае имеются в виду Мурманск, Санкт-Петербург и бюджет РФ), но такого решения тогда еще не было. А на коммерческой основе осваивать новое направление авиакомпании, как правило, не готовы: должно пройти время, чтобы пассажиропоток обеспечил окупаемость вложений. И вот теперь, похоже, вопрос удастся решить именно по второму варианту. В случае положительного решения на сайте «Росавиации» аэропорт Хибины появится в списке направлений, получающих субсидирование на эти цели. Сегодня такую помощь получают около двухсот городов.  

Что это будет значить для пассажиров? Дополнительные рейсы на Санкт-Петербург - три раза в неделю в марте, пять раз в неделю - в апреле, на «Эмбраерах-170», 78-кресельных машинах, удобных как раз для региональных перевозок. Самое главное, что «Сибирь» обеспечивает региональным пассажирам «разлет» из Санкт-Петербурга по трансферному билету почти по пяти десяткам направлений, в том числе зарубежным. Посадочный талон до конечного пункта пассажир сможет взять  на стойке регистрации в аэропорту Хибины. 

Аэропорт Хибины.

Все в рост 

Конечно, большую роль в том, что авиакомпания стала всерьез рассматривать Хибины как партнера, сыграла модернизация воздушной гавани. Как мы уже писали, в декабре здесь ввели в действие курсо-глиссадную систему захода самолетов на посадку, в этом месяце планируется ввести в действие и уже смонтированное свето-сигнальное оборудование, которое позволит воздушным судам совершать посадку в условиях ограниченной видимости. Сейчас аэропорт проходит соответствующую сертификацию.  

- Аэропорт у нас горный. Здесь часто складываются сложные погодные условия, поэтому современное оснащение принципиально важно для авиакомпаний,  - констатирует Светлана Скопина. 

Модернизация - дело весьма дорогостоящее. Без главного инвестора - компании «ФосАгро» - о ней и мечтать было бы нечего.  Не забудем еще, что даже взлетная полоса здесь не на федеральном обеспечении, как в Мурманске, а на балансе муниципалитета, и содержится и ремонтируется именно за счет «ФосАгро». Вложения в местный аэропорт - часть политики холдинга по улучшению спортивно-туристической инфраструктуры Кировско-Апатитского района. За последние пять лет в развитие аэропорта и горнолыжного курорта «Большой Вудъявр» группа «ФосАгро» инвестировала свыше 4,2 миллиарда рублей. В результате совокупный турпоток региона увеличился более чем в три раза и по итогам сезона 2018-2019 года превысил 180 тысяч человек! 

Светлана Скопина на церемонии вручения премии «Воздушные ворота России».

Премия за развитие 

И вот еще отличная новость. Аэропорт Хибины стал лауреатом премии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) «Воздушные ворота России», заняв второе место в номинации «Лучший «малый» аэропорт (социальный проект)». Церемония награждения состоялась в Москве 5 февраля.  

- Впервые в своей истории аэропорт Хибины удостоился такой высокой оценки, - отметила генеральный директор аэропорта Хибины Светлана Скопина. - То, что наш небольшой региональный аэропорт попал в одну из номинаций, - огромная заслуга всей команды. Хотелось бы поблагодарить компанию «ФосАгро» за инвестиции в развитие воздушной гавани». 

Хибины стали обладателем второй премии, первую и третью в этой номинации получили аэропорты из Якутии. Почему социальный проект? Потому что пока прибыли  аэропорт инвестору не приносит, авиабизнес - это «длинные» деньги, тем более региональный сегмент. 

Кстати, заметим, что авиакомпания «Сибирь» получила три премии от «Росавиации» в очень важных номинациях: как лучший перевозчик эконом- и бизнес-класса, а также обладатель лучшей программы лояльности. 

Сегодня аэропорт Хибины связан регулярным ежедневным авиасообщением с Москвой и Санкт-Петербургом и сезонными рейсами с Сочи и Анапой. Годовой пассажиропоток постоянно растет: если в 2014 году он составлял 19 тысяч человек, то по итогам 2019 года - около 70 тысяч человек. Сейчас единственный авиаперевозчик - компания «Северсталь». Она предоставляет для перелетов такие воздушные суда, как 90-кресельный «Суперджет» и SRG-200 на 50 мест.  

- Именно этот перевозчик сформировал наш пассажиропоток, без «Северстали» ничего бы не было, и мы дорожим нашим сотрудничеством с ключевым партнером, - говорит Светлана Скопина.