Владеть машиной станет немодно?

Отечественный авторынок стремительно падает: в мае продажи просели, по некоторым оценкам, на 18 процентов - хуже было только летом кризисного 2016 года. Июнь - минус еще 3,5 процента. Производители реагируют сокращением выпуска продукции в российских филиалах, продавцы закрывают дилерские центры. Все это вкупе с желанием властей пересадить жителей мегаполисов на общественный транспорт ведет к новой мобильной реальности, считают эксперты. Портал hightech.fm цитирует мнение руководителя представительства Bolt Екатерины Хан. Она считает, что главными игроками на зарождающемся рынке станут компании, которые предложат новые бизнес-модели, расширят представление пользователей об общественном транспорте и смогут оказывать услугу нажатием одной кнопки. Пока же популярность набирают каршеринг и такси.

Сейчас, по данным ВЦИОМ, автомобили есть у 67 процентов российских семей, а у 17 процентов - даже несколько. Но высокая стоимость топлива и ТО - самые частые причины, из-за чего люди намерены если не совсем отказаться от личной машины, то свести ее использование к минимуму. Каждый четвертый готов существенно сократить число поездок.

Кроме того, автомобиль требует времени на вождение, заправку, мойку. Если добавить к этому многочасовые пробки, которые есть во всех более-менее крупных городах, и то, что 95 процентов времени само транспортное средство находится на парковке или в гараже, становится ясно, почему растет число желающих выйти из-за руля. И эта тенденция носит мировой характер.

Важную роль в процессе начинают играть борьба за чистоту воздуха и городские пространства, а также растущая популярность здорового образа жизни.

Что касается традиционного автосервиса - такси, то пока он занимает 4 процента от всех перевозок на небольшие расстояния, но по прогнозам в ближайшие десять лет этот показатель достигнет примерно 25 процентов. Этому способствуют и растущие объемы продаж смартфонов, через сервисы которых проще воспользоваться услугами такси. В прошлом году число таких вызовов увеличилось в 10 раз. Россия, кстати, входит в топ-3 стран, где люди предпочитают вызывать машину через мобильное приложение. Так поступают 38 процентов россиян. Впереди только Мексика и Китай - 46 и 51 процент соответственно.

Кроме того, агрегаторы готовы подключать к своим сервисам не только автомобили, набирают популярность скутеры и мотоциклы с водителями. Поездка на двухколесном такси дешевле и быстрее. Сейчас этот вид извоза особенно популярен в Азии и Африке.

В процесс шеринга включаются и автобусники, они предлагают услуги тем, кому необходим многоместный транспорт. В некоторых европейских государствах такой вид перевозок пассажиров используют в сельских районах, где низка плотность населения. Каждый раз при отправлении с начальной точки маршрут автобуса подстраивается под просьбы жителей, которые оставляют заявку в приложении и к нужному времени просто выходят на остановку.

Угонщики предпочитают азиаток

Hyundai, Kia и Toyota оказались самыми угоняемыми автомобилями, по статистике российских страховых компаний. Соответствующий рейтинг составило РИА «Новости». Так, Kia занимает сразу две строчки в топ-3 угоняемых авто у компаний МАКС и «Ренессанс страхование». У первой компании это Sportage и Rio, в «Ренессанс страховании» - Ceed и Rio. Также в тройку входит Hyundai: в «Ренессанс страховании» это Solaris, у МАКСа - Tucson и Creta.

У «АльфаСтрахования» первую и третью строчки заняли Toyota Land Cruiser Prado и Land Cruiser. Между ними расположился Lexus LX, который также встретился в статистике МАКСа и ВСК. Еще одна Toyota, но модель Camry, оказалась на третьем месте в статистике «РЕСО-Гарантии».

В целом по стране в рейтинг самых охотно угоняемых автомобилей, по версии страховщиков, также вошли Nissan X-Trail, Ford Focus, Kia Sorento и Hyundai ix35.

ПДД для сегвея

С просьбой создания правил дорожного движения для индивидуального электротранспорта в Госдуму и Минтранс обратилась общественная палата Москвы. Это, в частности, электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, которые становятся все более популярными в российских городах.

Однако их беспорядочное перемещение на высоких скоростях по тротуарам вызывает недовольство пешеходов, указывают общественники. Чтобы навести порядок в этой сфере, необходим ряд ограничений, который должен быть закреплен в специальном своде правил. С аналогичной идеей выступает и ГИБДД. Речь идет об ограничении скорости и запрете езды в ряде зон.

- Владельцы микротранспорта носятся по тротуарам, в то время как пешеходы получили тротуар, скажем, на законных основаниях, - говорит зампред комиссии по транспорту столичной общественной палаты Норайр Блудян.

В ГИБДД указывают на то, что контролировать частный электротранспорт практически невозможно: у него нет ни серийных номеров, ни каких-либо документов. Тем временем из-за такой техники в 2018 году произошло 39 аварий, в которых пострадали 40 человек.

Номер можно будет изготовить

Федеральный закон, дающий право владельцам машин получать номерной знак непосредственно у его изготовителя, вступит в силу 1 января 2020 года.

Документ позволяет автомобилистам после присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера получить его либо в регистрационном подразделении, либо у изготовителя.

Фирмы, производящие номерные знаки, будут нести ответственность за «умышленное или совершенное по неосторожности искажение регистрационных данных транспортных средств, маркировки транспортных средств и основных их компонентов, а также за нарушение порядка госрегистрации». За несоблюдение одного из требований деятельность специализированной организации будет прекращена.

Кроме того, в феврале ФАС предложила установить предельный уровень тарифов на услуги изготовления госномеров частными компаниями. Так, комплект знаков для автомобилей должен стоить не более 2000 рублей за две планки, для тракторов и мотоциклов - не более 1500 рублей за планку.

А вот новый обязательный ГОСТ на номерные знаки решено отложить на год. Это означает, что владельцы машин смогут получить как номер старого образца, так и нового, но в последнем случае им следует обратиться в фирму, где его изготовят по соответствующим стандартам.

Рассекретили все камеры на дорогах

Несколько дней назад число обращений к сайту ГИБДД настолько возросло, что на длительное время доступ к нему стал невозможен и до сих пор иногда бывает затруднен. Причиной послужила карта с местами размещения комплексов фотовидеофиксации на территории страны.

Чтобы узнать, где они находятся в конкретном регионе, нужно перейти с главной страницы сайта в раздел «Комплексы фотовидеофиксации на дорогах». Причем, зайдя по ссылке номера видеокамеры, можно узнать, какие типы нарушений она фиксирует. ГИБДД информирует, что раздел будет регулярно обновляться.

Новый ресурс создан для информирования участников дорожного движения о местах установки комплексов автоматической фотовидеофиксации, а также для помощи разработчикам навигационных приложений, которые смогут более точно отразить все комплексы в своих продуктах.

Раздел создан по итогам июньского заседания Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности движения. Тогда Владимир Путин заявил, что камеры устанавливают для снижения аварийности, а не сбора денег, потому прятать их не нужно. Зачастую они находились не на опасных участках трасс, а там, где выше собираемость штрафов.

Нервных лишат руля

«Яндекс.Драйв» тестирует в Санкт-Петербурге новый алгоритм распознавания и предотвращения опасного вождения автомобилей. Агрессивному человеку за рулем могут заблокировать доступ к системе российского каршеринга, но не сразу - введена цепочка предупреждений и ограничений.

Если система определит опасный стиль управления транспортным средством, то у «гонщика» сначала отключат доступ к автомобилям высоких классов, потом сократится количество машин, которыми он может воспользоваться. Тем, кто не сделает выводы, полностью заблокируют доступ к сервису. Также с помощью сервиса можно определять водителей, которые передают управление автомобилем другому лицу, что строго запрещено. За это нарушение «Яндекс.Драйв» будет штрафовать, а в некоторых случаях и блокировать аккаунт.

Работает это с помощью телеметрической системы (она есть в каждой каршеринговой машине), которая считывает информацию с датчиков в автомобилях, например, об усилии при нажатиях на тормоз или повороте руля. Обработав множество данных, система понимает, насколько аккуратно управляет автомобилем конкретный человек, а также составляет представление о его стиле езды. Если находящийся за рулем резко ускоряется, тормозит, часто перестраивается, то следует вывод, что он водит агрессивно.

На основании обработанной информации система делает расчеты и предсказывает вероятность попадания пользователя в ДТП, после чего запускается цепочка предупреждений и ограничений. Если водитель исправится, его рейтинг восстановится.

Подобная система уже действует для оценки водителей «Яндекс.Такси», и, как отмечается, благодаря ей более 90 процентов таксистов перестали превышать скорость, а остальные были заблокированы.

В перспективе технология распознавания стиля управления транспортным средством может быть распространена на другие города России. Ожидается, что аналогичные системы внедрят и остальные операторы каршеринга.

Использованы материалы сайтов «За рулем», «Коммерсантъ», ТАСС, РИА «Новости».