30.01.2018 / Путешествия

«Гадких утят» потянуло на Крайний Север

К нам заглянули путешественники на ретроавтомобилях

Фото: Лев Федосеев

- Наконец-то мы увидели море, названное в честь нашего великого капитана - первооткрывателя Виллема Баренца! Увидели, когда проезжали по мосту через Кольский залив, - произнес нидерландский пенсионер Ёрун Фоккё на стоянке у мурманской гостиницы «Полярные Зори». - Не скрою, нам очень этого хотелось!
Ровно неделя потребовалась группе любителей путешествовать по белу свету на легендарных ретромобилях «Citroen 2СV», чтобы добраться до Мурманска. Они стартовали в его голландском побратиме Гронингене на 14 машинах 19 января. Свой автопробег назвали «Гадкие утята» - такое прозвище прилепили этим малолитражкам мощностью 9 лошадиных сил за странноватый вид.
Впервые машина была представлена на выставке в Париже в 1948 году и тут же стала излюбленной мишенью для острот газетчиков. В следующем началось массовое производство, которое обернулось... потрясающим успехом. Впрочем, об этом чуть позже.
У первой серии этих действительно забавных машинок был металлический кузов серого цвета, дверцы не запирались, поскольку на них отсутствовали замки, а сзади устанавливался всего один фонарь. В тесноватом салоне на панели над рулевой колонкой красовались лишь спидометр и вольтметр, показывающий заряд аккумулятора. А уровень топлива в бензобаке приходилось измерять щупом.
«Ситроены», которые докатили до заполярной столицы, оснащены мотором объемом 375 кубических сантиметров. Самые старые из них сошли с конвейера в 50-х. Все они имеют четырехступенчатую механическую коробку передач, которая передает мощность движка на передние колеса. Такое конструкторское решение позволило сделать автомобиль легче и более управляемым в сложных дорожных условиях. Его подвеска чрезмерно мягкая, из-за чего он сильно кренится на бок при повороте. Поэтому за ним закрепилось еще одно прозвище - «застекленное кресло-качалка». Максимальная скорость - 65 километров в час. По современным меркам, да, наверно, и по тогдашним, комфортным авто не назовешь. Однако простота конструкции, низкая цена, ремонтопригодность в любых условиях сделали машину сначала на родине, а затем и в других странах поистине народной. В обедневшей после войны Франции очередь заказавших ее растягивалась порой на пять лет. Второй пик популярности пришелся на середину 70-х, на эпоху нефтяного кризиса. Всего же производство продолжалось вплоть до 1990-го. Сорок с лишним лет на плаву! В общем, «гадкий утенок» утер нос многим четырехколесным лебедям.
Он был так же популярен, как в свое время «Фольксваген» - «Жук» в Германии и «Фиат 600» в Италии. «Гадкого утенка» любили кинорежиссеры и не раз снимали в фильмах, где главные роли исполняли любимые россиянами актеры Пьер Ришар, Жерар Депардье, Луи де Фюнес, Ален Делон и другие. Более того, за его рулем отметился даже образец элегантности - Бонд, Джеймс Бонд.
...В Мурманск 29 участников прибыли в субботу вечером. Многие приехали семьями, самому младшему путешественнику - восемь лет. Они свернули с моста через Кольский залив на прибрежную дорогу, а затем двумя колоннами проследовали к гостинице. Наши водители приветствовали их - сигналили, моргали фарами и уступали дорогу. 
Первая группа из четырех машин прибыла в назначенное для встречи с журналистами время, другая приотстала, поскольку некоторым водителям впервые довелось управлять автомобилем в условиях русской, хотя и не в полную силу себя показавшей, зимы. Двигаться на отдельных участках дороги «Лотта» им приходилось со скоростью 30 километров в час. Один экипаж вообще прервал путешествие, но вовсе не из-за поломки. Просто его члены забыли документы, и им пришлось развернуться на российско-финляндской границе.
- Мы ожидали, что в пути будет сильный мороз - утеплили машины, взяли теплую одежду, - поделился впечатлениями нидерландский пенсионер Ёрун Фоккё. - Но здесь оказалось не так холодно... Мне нравится путешествовать. Вместе с друзьями мы любим посещать интересные места. Я уже был в Африке и других уголках мира.
До Мурманска путешественники добрались, преодолев 3400 километров. Маршрут пролегал через Германию, Польшу, Прибалтику. Далее на пароме они добрались до Хельсинки и через Финляндию махнули в Кольское Заполярье. Уже можно смело сказать, что эти ретроавто, предназначенные для южных широт - у некоторых даже крыши из брезента, - прошли испытание Крайним Севером.
В воскресенье в полдень все желающие смогли пообщаться с участниками пробега, осмотреть на парковке и сфотографироваться с их миниатюрными машинками, а заодно угоститься горячим глинтвейном. Затем гости отправились на экскурсию на борт ледокола-музея «Ленин» и к другим городским достопримечательностям.
Стоит отметить, что к приезду в Мурманск они подготовились. Приехали в изготовленных на заказ в Голландии вязаных шапочках с силуэтом нашего памятника - Алеши. Одну из них даже вручили провожавшему их на старте вице-мэру Гронингена Йоосту ван Кёлену. Как выяснилось, организатор «Гадких утят» Херт-Ян ван Асперен в Мурманске уже бывал. Первый раз с другом на своем «Ситроене» еще в 1988-м, а затем в 1994-м, о чем свидетельствуют эмблемы предыдущих автопробегов на дверце его машины.
Передохнув, «Гадкие утята» двинулись дальше - в Норвегию. Планируют, если не помешает погода, посетить мыс Норд-кап, славящийся как самая северная точка Европы (что не вполне верно, но с рекламой спорить бесполезно). А оттуда рвануть домой, в Голландию. И тем самым доказать, что списывать «старичков» в утиль еще рано.

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.01.2018

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня