13.07.2017 / Путешествия

На маленькой яхте за тайнами Арктики

Нынешним летом команда ученых из Москвы, Петербурга, Мурманска, Калининграда отправится к архипелагам Новая Земля и Земля Франца-Иосифа

Фото: с facebook некоммерческой организации «Открытый Океан: Архипелаги Арктики».

На фоне привычных для мурманского порта судов это выглядит совсем крошечным. Без малого 18 метров в длину, чуть больше пяти - в ширину. Даже в сравнении с соседом (в Мурманском морском рыбном порту яхту поставили вторым бортом к принадлежащему ПИНРО «Протею») «Alter Ego» выглядит малюткой. Но в море ей предстоит провести вдвое больше времени, чем способен «потянуть» собрат из рыбохозяйственной науки. И загадки ее команда будет разгадывать другие.
Сколько островов в архипелаге?
192 острова - так в Википедии обозначен состав Земли Франца-Иосифа. В Кадастровой палате России зарегистрировано на 10 меньше - 182. Сколько их на самом деле, наверняка не знает никто. Ученые предпочитают осторожно говорить: «Около двухсот». Более 80 процентов архипелага покрыто льдом. И климатические изменения вполне могут привести к новым географическим открытиям. В экспедиции прошлого года, к примеру, путь «Alter Ego» прошел точно по тому месту, где на карте обозначен остров с красивым названием Перламутровый. Вот только глубина в этом районе сейчас около восьми метров.


- Я участвую в организации, проведении экспедиций на Землю Франца-Иосифа с 2006 года, - делится специалист научно-экспедиционного центра ассоциации «Морское наследие России» Александр Чичаев. - Каждый год там все по-другому. Изменения береговой линии очень существенны. Несмотря на то, что это не прямые цели наших экспедиций, мы все равно по возможности делаем измерения. В 2010-м, например, с помощью геолокатора прозондировали ледяной купол на острове Земля Георга. Его толщина оказалась больше высоты точки измерений. Проще говоря, если лед растает, то вместо одного большого острова, скорее всего, в этом месте появятся несколько маленьких.
Так произошло, например, с островом Нортбрук. Сейчас ни у кого сомнений не вызывает, что его западную и восточную части разделяет официально пока безымянный пролив.
- Мы его всегда называли проливом Гайдовского, - смеется Александр Чичаев. - В честь Ростислава Ростиславовича, всем известного в Мурманске капитана. Он первым заявил в 80-х, что пролив есть, и даже сделал промеры. В экспедициях к Земле Франца-Иосифа мы видели острова, которых не было на карте и, наоборот, фиксировали их исчезновение. Языки ледника в некоторых местах отступили на километры. Образовались новые бухты, проливы, острова.
Готовясь к экспедиции этого года, исследователи изучали спутниковые снимки. Особенно их интересовал район Белой Земли. На некоторых фотографиях из космоса там можно разглядеть остров. Но на других его нет. Что это: клочок суши или подводная возвышенность, на которой задерживается лед? Ответ, возможно, мы узнаем уже скоро.


Какие маршруты выбирают птицы?
Как добраться из пункта «А» в пункт «В» по воздуху? Казалось бы, проще всего по прямой: быстрее и энергии нужно меньше. Но у гнездящихся в Арктике птиц на сей счет есть, видимо, свои соображения. Понять их пытаются орнитологи всего мира. Международный проект «Sea track» («Морской путь») - это кольцевание специальными датчиками, записывающими с равными промежутками времени координаты, что помогает установить все передвижения пернатых.
- Моя задача в экспедиции - установить новые геолокаторы на птиц и снять прошлогодние, - рассказывает научный сотрудник лаборатории орнитологии и паразитологии Мурманского морского биологического института Алексей Ежов. - Они отслеживают и каждые несколько минут фиксируют угол солнца над горизонтом. Потом по этим данным вычисляются стандартные координаты, и мы узнаем, где был носитель датчика в определенное время.
Конечно, есть погрешности. Птица в момент срабатывания сенсора может быть под водой или сидеть, закрыв источник света. Поэтому анализ - дело непростое. Отсеяв «шумы», нужно оставить истинную информацию. Она, к слову, уже позволила опровергнуть несколько ошибочных стереотипов. Например, до сих пор считалось, что моевка летит зимовать вдоль береговой черты и ее жизнь связана только с морскими акваториями.
- Вылеты на сушу моевок называли сбоем программы отдельных птиц, - делится Алексей Ежов. - Но наши наблюдения показывают, что это не так. Многие представители вида целенаправленно выбирают путь через озера и Белое море. Более того, теперь мы убеждены, что у обитателей разных колоний разные маршруты и свои места зимовок.
Птицы с Новой Земли, Мурмана, Земли Франца-Иосифа выбирают свои пути и каждый год возвращаются на одни и те же места. Иначе проект «Sea track» просто не состоялся бы. Датчики не передают, а только фиксируют информацию. Чтобы ее получить, нужно через год разыскать ту самую птицу и снять с нее прибор, который она носила.
- Дело в том, что у птиц, с которыми мы работаем, - моевки, тонкоклювой и толстоклювой кайры, бургомистра - развит так называемый хоуминг, - объясняет Алексей Ежов. - Они стараются занять свои старые гнезда. Этим мы и пользуемся - через год обходим те же участки. Да, есть процент невозврата. Но в прошлом году на Новой Земле из 60 поставленных датчиков я снял 39. Еще один летал, но не дался, - смеется Алексей.


Где искать «Святую Анну»?
Экспедиция на яхте «Alter Ego» разбита на два этапа. Первый - к Новой Земле. Там в фокусе будут орнитологические проблемы. Потом возвращение в Мурманск - и снова в высокие широты, к Земле Франца-Иосифа, разбираться в загадках истории освоения Арктики.
Книгу «Два капитана» и снятые по ней одноименные фильмы (их было два) знают, пожалуй, все. Многие слышали, что в основу сюжета легло несколько реальных историй. К примеру, путь «Святой Марии» у Каверина повторяет маршрут шхуны, на которой 10 сентября 1912 года из Александровска-на-Мурмане отправилась в путь экспедиция Георгия Брусилова. Стояла задача впервые на судне под российским флагом пройти по Севморпути. Но через месяц у западного побережья Ямала «Святая Анна» оказалась в ледовом плену. Начался дрейф. Экипаж пережил две зимовки. В апреле 1914 года половина команды во главе со штурманом Альбановым в точке с координатами 82 градуса 55 минут северной широты и 60 градусов 45 минут восточной долготы покинула судно. Больше о судьбе шхуны и тех, кто остался на ее борту, никаких достоверных сведений нет.
- Когда Олег Леонидович Продан нашел возможность поставить радиобуйки на месте, где группа Альбанова покинула «Святую Анну», общепризнанным мнением было, что они будут дрейфовать в сторону Шпицбергена и Гренландии, - говорит Александр Чичаев. - Но они долгое время крутились около Земли Франца-Иосифа, потом направились к Северной Земле и опять вернулись к Земле Франца-Иосифа. Один из буйков затянуло внутрь архипелага, в пролив между островами Рудольфа и Ева-Лив. Утверждать, что со «Святой Анной» было так же, нельзя. За сто лет многое могло измениться. Но как только появилась такая информация, сразу вспомнились туфелька, которую Аккуратов нашел на базе острова Рудольфа, и история из его дневника, когда, спускаясь с ледника в середине 30-х, трое человек видели вдали контуры «Святой Анны».
Валентин Аккуратов - штурман полярной авиации, участник многих высокоширотных экспедиций. Он вспоминал, как после высадки папанинцев на острове Рудольфа в руинах стоянок итальянской и американской экспедиций обнаружил необычную находку - дамскую лакированную туфлю, на внутренней лайковой подкладке которой в золотом клейме красовалась надпись: «Поставщик двора его Императорского Величества: Санкт-Петербург». В итальянской и американской экспедициях, для которых строилась база, женщин не было. А на «Святой Анне» обязанности медика на себя взяла дочь генерала Ерминия Жданко.
- Если предположение, что шхуна осталась в районе Земли Франца-Иосифа, верно, то на берегах могут быть ее останки, а в глубине островов - следы пребывания людей, основной части
экспедиции, - объясняет Александр Чичаев. - Шансов выжить на судне после долгого дрейфа меньше, чем на суше. Есть также надежда, что Брусилов мог оставить какую-то капсулу с дневниками и документами.
Что произошло на Земле Георга?
Вероятность найти следы «Святой Анны», по оценкам участников экспедиции, меньше, чем иголку в стоге сена. Но и в 2010-м никто не верил, что на Земле Георга удастся обнаружить останки одного из тех, кто вместе со штурманом Альбановым покинул шхуну.
- В Российском центре судебно-медицинской экспертизы профессор Виктор Николаевич Звягин сделал все возможные на сегодняшний день исследования, - говорит Александр Чичаев. - Мы пытались найти родственников, чтобы с помощью тестов ДНК определить, кто это. Не удалось. По строению скелета и химическому анализу костей Виктор Николаевич предполагает, что это стюард Ян Регальд. Но подтвердить версию не удается. Нет сомнений, что это один из участников экспедиции. С ним найдены вещи четверых его товарищей - дневник, как мы считаем, машиниста Владимира Губанова, ложка с инициалами матроса Павла Смиренникова и так далее. То есть вещи всех четверых, а останки - только одного. И это непонятно. Загадок много.
В этом году исследователи планируют еще раз посетить то место. Во-первых, за семь лет земля может что-то вернуть. И возможно, это станет еще одним шагом к разгадке тайны. Во-вторых, нужно подготовить проект памятного знака на месте обнаружения останков. Священники посоветовали похоронить их там, где погиб человек.
Из членов экспедиции Брусилова выжили двое - штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Книга первого и скупые воспоминания второго - до недавнего времени это все, что было известно о трагической судьбе экспедиции. Единственный подлинный документ со «Святой Анны» - странички дневника, найденные в 2010 году на Земле Георга.
- У нас у всех разное образование. Есть спасатели, юристы. Я по первой специальности металлург, - делится Александр Чичаев. - Но в институте учатся пять лет. А мы поиски «Святой Анны» ведем уже десять. И мало кто теперь знает про эту историю больше. Земля Франца-Иосифа изменила нашу жизнь. Мы ее пленники. И с каждым годом уверенность в том, что это живой, хрупкий и необычный архипелаг, все крепнет.
Второй этап экспедиции «Открытый океан: По следам двух капитанов» завершится в середине сентября. Тогда, быть может, мы узнаем чуть больше и о природе полярных архипелагов, и о том, что случилось с экспедицией, которую провожали в Александровске 105 лет назад.

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.07.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,566068,555373,609171,8246
Афиша недели
Редкие птицы
Гороскоп на сегодня