Премьерный показ очередной экранизации комиксов «Марвел», «Мстители. Война бесконечности», ознаменовался несколькими кассовыми рекордами. Главный из них - 630 миллионов кассовых сборов в первую неделю мирового проката, что можно счесть явным свидетельством безусловного качества фильма.

А можно посмотреть на это и наоборот - как если бы внезапно все работающие китайцы вдруг проголодались и решили по-быстрому перекусить. Как раз в пересчете на примерную стоимость «бигмака» в Китае и получится рекордная выручка «Мстителей. Войны бесконечности» - что, можно говорить о шедевральной кулинарии «Макдональдса»? Но не будем о грустном.

Зрительский рейтинг «Мстителей…» также внушает уважение - 8,2/10 на «Кинопоиске» и аж 9/10 на imdb.com. Однако делать какие-либо выводы о качестве картины я бы не спешил. На мой взгляд, в принципе, говорить о достоинствах или недостатках новых «Мстителей» в рамках традиционного подхода к оценке фильмов бессмысленно. Можно лишь отметить, что на фоне чрезмерного количества положительных протагонистов главным героем «…Войны бесконечности» скорее можно назвать его главного злодея - титана Таноса (того самого, что в «Стражах Галактики» летал на троне и ссорился с Ронаном Обвинителем). Кстати, все герои «Стражей…» здесь тоже присутствуют.

В одну неделю со «Мстителями...» на экраны выходит «Собибор», режиссерский дебют Константина Хабенского. Судя по его публичным выступлениям и интервью, популярный актер очень много ставит на этот фильм в творческом плане. Однако здесь итог гадателен, и вот почему.

«Собибор»

Слоганы «Подвиг, который мы забыли» и «Единственное успешное восстание в нацистском концлагере» явно рассчитаны на персонажей светской тусовки. Вне этого во всех смыслах ничтожного круга, разумеется, есть предостаточно тех, кто знает не только про восстание в Собиборе, но и про то, что оно отнюдь не было единственным, - достаточно почитать, например, документальные произведения Сергея Смирнова. Конечно, слоганы - работа рекламистов, они в России пользуются заслуженной дурной славой (термин «девочка-дизайнер» даже стал нарицательным), над драматургией же работает сценарист.

Сценарий «Собибора» написал Андрей Назаров, сочинивший «Танки» и подвергавшийся именно за «Танки» критике в связи с чрезмерными историческими вольностями, причем не только в деталях. Возможно ли, что он подошел иначе к работе над «Собибором»? Особенно если показателями качества считать вышеприведенные слоганы?

Наконец, сам Константин Хабенский. Взять для режиссерского дебюта не камерную, а сложную многофигурную постановку, где нужно работать с большим актерским ансамблем, - значительный риск. Однако Хабенский на него решился - как сказал он сам, поскольку его очень впечатлила история восстания в Собиборе. Мотивация - это всегда плюс: но хватит ли одной ее, чтобы справиться со всеми трудностями первой в карьере актера режиссуры?

К тому же Хабенскому ненароком подкузьмили прокатчики. Дело здесь не в «Мстителях…» - зритель у голливудского блокбастера и «Собибора» разный, - а в выходящем одновременно «Острове собак» Уэса Андерсона («Отель «Гран Будапешт»). Эта снятая в жанре фантастической антиутопии анимационная лента с успехом показывалась на фестивале в Берлине, была там награждена призом за режиссуру, и вот сейчас ее демонстрируют у нас. Суть здесь вот в чем. Главный герой «Острова собак» отправляется искать на островную свалку своего домашнего пса, поскольку именно туда по приказу местного мэра отправили всех собак (это - фантастика, поэтому все собаки - говорящие) для последующего истребления. Оказавшись там, он сталкивается с миром гигантского концлагеря…

«Остров собак»

Хабенский, говоря о своем режиссерском дебюте, специально подчеркивал, что в истории Собибора его больше интересовал драматический элемент. Андерсон, говоря об «Острове собак», отрицал какую-либо политическую направленность фильма и также подчеркивал именно драматическую составляющую. Фактически получается, что Хабенский и Андерсон вступили в невольное профессиональное соревнование - кто лучше изобразит сообщество, находящееся в условиях тотальной несвободы и под угрозой неминуемой смерти? Зритель, может, этих параллелей и не заметит, но вот критик, пишущий о кино, - обязательно, и обязательно сравнит, и непременно оповестит всех о результатах своего сравнения. В чью пользу оно будет - дебютанта или современного киноклассика?

И здесь мы сталкиваемся с любопытной ситуацией. Все три картины, и «Мстители. Война бесконечности», и «Собибор», и «Остров собак», уже вызвали - и вызовут - значительное внимание кинопрессы. На них напишут большое количество рецензий, по разным причинам в основном положительных, хотя верить этим рецензиям нужно очень осторожно. Впрочем, это же относится и к рецензиям отрицательным. Чтобы решить, стоит ли смотреть тот или иной фильм, нужно принять во внимание дополнительные факторы. Самые важные из них мы постарались изложить выше. Но достаточно ли их, чтобы гарантированно увериться в качестве картины? Честно говоря, не знаю.