Замечали, как поднимается настроение, когда повозишься с землей, цветами, какими-нибудь посадками? Наверное, у каждого из нас есть такой опыт. Ну, а уж людям нервным - а кто сейчас спокойный! - это и вовсе как лекарство. Эффект гарденотерапии давно известен во всем мире. Теперь и в нашем Полярно-альпийском ботаническом саду на научную основу поставлен опыт экотерапии, которая включает и гарденотерапию, и терапию с помощью животных, и даже арттерапию.

Образовательно-реабилитационная программа «Экотерапия», получив одобрение региональных министерств, может официально применяться в различных коррекционных учреждениях и группах, а вскоре, видимо, будет адаптирована и для образовательных учреждений общего профиля. Необходимость в этом подтвердил недавно прошедший на базе ботанического сада семинар.

- Мы даже не ожидали такого всплеска интереса, - признаются сотрудники ботанического сада-института КНЦ РАН, комментируя итоги встречи, в которой приняли участие психологи, специалисты по коррекционной педагогике и работники специализированных социальных учреждений со всей области.

В течение двух дней они прилежно, не отрываясь от тетрадок, записывали то, что считали наиболее значимым. Двадцать уроков - полный курс программы - показали собравшимся специалисты ботанического сада: от знакомства с различными видами растений и методов ухода за ними до создания мини-сада своими руками. А еще продемонстрировали занятия по анималотерапии, в ходе которых пациенты знакомятся с домашними и декоративными животными - от грызунов и аквариумных рыбок до лошадей и оленей. Заканчивается этот цикл, кстати, беседой под фиточай и релаксационную музыку. Впрочем, психологам и педагогам расслабляться было некогда, они стремились собрать как можно больше полезной информации.

Почти в каждом учреждении, что с такой охотой откликнулись на предложение принять участие в семинаре, есть свой опыт в экотерапии. Так, под руководством сотрудников ПАБСИ разбили клумбы на территории социального приюта для подростков в Апатитах, теперь педагоги ухаживают за ними вместе со своими подопечными. Аналогичная деятельность ведется и в детском саду «Ивушка», который также находится в Апатитах. В Кандалакше гарденотерапию используют в работе с ребятами-инвалидами, в Гаджиеве - в сфере дополнительного образования. Даже те, кто имеет собственный опыт, с энтузиазмом восприняли полученную информацию. Что уж говорить об остальных?!

- Наша программа рассчитана на молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет первой-третьей группы инвалидности с психоневрологическими заболеваниями, - пояснила заведующая лабораторией экотерапии и образовательных программ кандидат биологических наук Оксана Гонтарь. - Однако после семинара мы поняли, что программа необходима не только в коррекционных, но и в общеобразовательных школах и детских садах.

Ведь помимо профилактики и устранения психоневрологических дефектов она формирует у ребят правильное отношение к природе, способствует развитию самостоятельности, воспитывает гуманность и милосердие, непотребительское отношение к жизни и окружающей среде, в целом повышает социальную адаптированность юных северян. Скажите, кому из наших детей не пригодятся такие качества?

…На одном из занятий по экотерапии ребята учатся сообща создавать ландшафт: от своих домиков нужно протоптать друг к другу дорожки, обустроить место для совместного отдыха, не забыть при этом украсить и собственный уголок. Опыт доброго общежития, так необходимый сегодня. В ботаническом саду приготовили хорошие «семена» - только бери и сей.

Зоя КАБЫШ, Апатиты