За нами всюду следовал запах свежей краски... Он чувствовался в течение всей небольшой экскурсии по новому водолазному судну ВМ 596, которому всего через несколько минут предстояло официально войти в состав Северного флота. В столицу Заполярья "новобранец" прибыл прямо с ходовых испытаний. Главной точкой его базирования будет Североморск.

- Кораблей, подобных этому, не делали уже более двадцати лет, - рассказал капитан судна Александр Сбитнев. - Проект разработан специалистами центрального конструкторского бюро "Алмаз", а строили на Рыбинском судоремонтном заводе. Главное его предназначение - водолазные работы на глубинах до шестидесяти метров. То есть все, что касается обследования дна, поиска и подъема объектов, сварочных работ под водой, подачи воздуха на затонувшие объекты. Словом, возможностей достаточно много. Судно оснащено самым современным оборудованием, причем отечественного производства. В первую очередь это спутниковая цифровая навигационная система и телеуправляемый аппарат "Фолькон", способный погружаться на глубину до трехсот метров.

В составе экипажа только гражданские лица. Из 22 человек пятеро - профессиональные водолазы, имеющие большой опыт работы в условиях Крайнего Севера. Для них на борту судна установлена специальная барокамера, предназначенная для проведения декомпрессии в случае экстренного подъема с глубины, лечения профессиональных недугов, например, кессонной болезни. Кроме того, с помощью камеры можно оказать квалифицированную медицинскую помощь людям, пострадавшим во время пожара от угарного газа.

По словам специалистов, аналогов "новичку" в российском военном флоте нет. Сравнительно небольшой, водоизмещением чуть более трехсот тонн, корабль сможет без труда заходить в узкие проливы. По пути в Заполярье ВМ 596 успешно прошел испытание штормом и недавней зимней грозой. От того, как покажет себя в основной работе, зависит судьба всего проекта.

Поздравить экипаж со знаменательным событием прибыли заместитель начальника штаба Северного флота контр-адмирал Алексей Буриличев, директор научно-испытательного института подводно-технических работ Анатолий Храмов, представители завода-изготовителя, конструкторского бюро. Раздалась команда, и с мачты спустились флаги нашего государства и Рыбинского судоремонтного завода. Одновременно на корме поднялось полотнище с символикой поисково-спасательной службы Северного флота. С этого момента корабль пополнил состав военно-морских сил России.

Юлия НОВИКОВА