Он постоянно вращается в мире высокой моды и сумел стать в этих кругах довольно известным. Он, однако, не создает собственных коллекций, ему интереснее изучать чужие. Он - историк моды, декоратор эксклюзивных интерьеров для взыскательных клиентов, сценограф, ведущий телепрограмм, автор статей и книг, а еще педагог, критик и коллекционер. Знакомьтесь - Александр Васильев. Недавно он посетил Мурманск, чтобы провести мастер-класс для будущих участников ежегодного конкурса портновского и дизайнерского искусства "НаМоднение".

Родился этот человек в Москве. Отец его был довольно известным театральным художником. Мать - драматической актрисой. Уже много лет Александр живет в Париже. Основал там первую во Франции школу театральных костюмов "Седр". На сценах Западной Европы, США, Японии и Турции идут спектакли с оформленными им костюмами и декорациями. "Пропагандист русского искусства", как сам себя называет, Васильев преподает историю одежды и моды на нескольких языках по всему миру. В России, например, читает лекции в Текстильной академии, в Доме моды Славы Зайцева, во Всероссийском институте истории искусств.

В Мурманском областном художественном музее Александр Васильев четыре часа подряд рассказывал о моде, сопровождая лекцию демонстрацией более двух сотен диапозитивов. Попутно дизайнер представил свои книги - "Русская мода. 150 лет в фотографии" и "Красота в изгнании". Часть сведений и иллюстраций из них он использовал во время лекции. В "Красоте в изгнании", которая посвящена русской эмиграции, представлена коллекция из более чем пятисот старинных платьев и костюмов, что носили в XVIII-XX веках. Она включает в себя также более трех тысяч аксессуаров - зонтов, шляп, сумочек, перчаток и лорнетов. Коллекция не раз экспонировалась в Париже и Лондоне, Брюсселе и Сиднее, Сантьяго и Стамбуле. Она легла в основу авторского цикла на канале "Культура" под названием "Дуновение века" и сюжета балета Аллы Сигаловой "Грезы любви".

В зале музея Васильев появился, осыпая публику шутками и комплиментами. Сказал, что знаком с холодным и жестким климатом севера, поскольку жил когда-то в Исландии. Поэтому ни морозом, ни полярной ночью его не удивить.

- Мода - это не платье, духи, помада, а манера жить, - отметил дизайнер. - Модные течения оказывают влияние на все: каким спортом заниматься, какой диеты придерживаться, какую породу собак заводить. Скажем, в новостях активно обсуждается операция в Ираке, и на подиумах появляются мусульманские платки, затянутые внизу брюки-шаровары, а в ночных клубах красавицы танцуют с голыми животами.

Общаясь с залом, Александр Васильев задавал собравшимся многочисленные вопросы. Например: "Сколько раз за день вы меняете наряды?" На очевидный ответ о том, что сейчас с утра до вечера все ходят практически в одном и том же, углубился в историю. Он напомнил - раньше дамы обязательно переодевались по несколько раз. Платья делились на утренние, визитные, бальные, прогулочные и другие. На экране проектора тем временем сменяли друг друга фото - княгини Борятинская и Кочубей, графиня Строганова. В России в начале XX века первыми модницами были императрица и ее девяносто фрейлин. В Питере открылся первый модный дом на два года раньше, чем в Париже. К 1910 году Санкт-Петербург считался самой элегантной столицей мира.

Отдельный разговор зашел о корсете. Этот предмет туалета носили на протяжении 500 лет. С его помощью талию утягивали, страшно сейчас представить, до 47 сантиметров! Надевали корсет на девочек, едва тем исполнялся год. Дамы на балах часто падали в обморок вовсе не от особой изнеженности. Дышать в такой конструкции было весьма трудно. Некоторые мужчины тоже использовали корсет, прятали под ним пухлые животы. Столицей дендизма бесспорно признавался Лондон. Но одеваться модно и красиво тогда для сильного пола вовсе не значило экстравагантничать или пестрить в одежде. Возраст при этом не играл роли. Единственная вольность, что позволялась мужскому туалету, - яркий жилет.

Кринолины, конечно, делали платья очень красивыми, но огромные юбки доставляли массу неудобств. Сидеть приходилось на специальных пуфиках. Случалось, пышные платья являлись даже причиной гибели. Известно, как-то во время церковной службы от свечи вспыхнула пышная юбка одной из прихожанок. Огнем моментально занялась одежда нескольких десятков человек. Многие женщины не смогли выбраться. Из-за давки они сгорели заживо или задохнулись.

В конце века 19-го хитом стали бесчисленные оборки и обилие кружев. В России лучшие из них плели в Ельце и Вологде. Те, что везли из Испании и Франции, ценились очень дорого и строго маркировались. За контрабанду строго наказывали. Детей же в то время до пяти пяти лет одевали одинаково. И девочки, и мальчики носили юбочки. В их одежде модно было использовать славянофильские мотивы.

Специальным декретом Ленина все Дома моды в послереволюционной России закрыли. Лишь в 59-м году состоялся первый после этого показ моделей Кристиана Диора. Отсюда гигантское отставание нашей страны от остального мира моды, оторванность от него. Что носить - это долгие годы "диктовали" советские киноактрисы и собственное воображение. Грандиозный прорыв произошел в 90-х, когда приподнялся край "железного занавеса". В нынешней же России, по словам Васильева, самые передовые и профессиональные молодые дизайнеры работают в Омске. Там сложилась оригинальная ситуация. В местных дизайнерских школах преподают жены крупных бизнесменов. У них есть возможность посещать все последние заграничные показы, привозить оттуда фотографии и видеокассеты. Таким образом, новинки предстоящего сезона появляются в Омске раньше, чем где-либо.

Упомянул лектор и о так называемых жертвах моды. Следование ей требует массы времени и денег. В мире всего около 200 женщин, которые одеваются от кутюр. Ведь костюм такого уровня стоит от 60 тысяч долларов, платье - от 100, а для абсолютного следования моде требуется около шести высококлассных нарядов в год.

...Кто знает, возможно, и показы начинающих мурманских модельеров станут когда-нибудь собирать толпы поклонников, а их новинки - раскупаться за бешеные деньги. Дизайнер Васильев пожелал им всем большой творческой удачи.

Наталья БРАВИНОВА