Стоит ли за лицензированием учебных заведений соперничество между ними? Какова в Мурманской области система помощи особо одаренным детям? Чем вызван большой приток учащихся в вузы - случайностью или политика такая? Это были первые вопросы участников семинара, который проходит сейчас в рамках российско-норвежского проекта "Передача компетенций построения отношений между Северо-Западом России и губернией Финмарк".

- Передача компетенций - это обмен опытом между руководителями образовательных учреждений, между преподавателями, такое вот многоуровневое сотрудничество получается, - пояснил журналистам перед началом семинара его суть заместитель председателя комитета по образованию Мурманской области Виктор Штыков.

Он напомнил предысторию начала этого сотрудничества. Проект зародился в 2003 году, первая совместная конференция прошла тогда в Мурманском техническом университете. С тех пор на семинарах и конференциях встречаются российские и норвежские коллеги, совершаются визиты представителей образовательных учреждений стран-соседок друг к другу. Дружат и перенимают опыт также школы, прочие учебные заведения.

В первый день нынешней встречи, 24 мая, участники семинара выслушали доклады о том, как обстоят дела с региональным развитием образования в Мурманской области и Финмарке. Вот тогда и посыпались вопросы, начались сравнения: а как у вас, а как у нас? Единодушно признали, что у наших стран много общего. Мы, например, вводим так называемое профильное обучение. А в Норвегии, в Финмарке, на базе трех старших школ создаются ресурсные центры. Профильными направлениями в них станут морепродукты, аквакультура и сельское хозяйство. Хотя есть много и различий в подходах к образованию. Оно и понятно: разная история, разные традиции. Но вот на одно различие я обратила внимание невольно. Доклад по Мурманской области прочел Виктор Штыков. Он обстоятельно, не скрывая трудностей, рассказал, как обстоят у нас дела, какие возникли новые проблемы в связи с реформами, какие законодательные акты принимаем, как нас подводит демография (детей-то становится все меньше), какие грозят кадровые катаклизмы (если, например, в один день и час все учителя-пенсионеры отправятся на заслуженный отдых), и так далее. Вырисовалась традиционная, привычная для нас картина: нам тяжело, но, несмотря на сложности, развиваемся. Это действительно так, у нас есть чему поучиться. И соседи, пользуясь случаем, учатся.

А вот доклад норвежской стороны. Лисбет Сандтреэн, ректор старшей школы Варде, с самого начала устранила слово "проблемы".

- У нас очень много общих задач, мы не говорим "проблемы", - уточнила она. И дальше не уставала повторять: мы верим в будущее нашей губернии, верим в наше население. Слово "трудности" у нее, правда, прозвучало, но эти трудности в виде плохой погоды, экстремальных условий проживания на краю земли. Ректор рассказала о туризме, развитии провинции, о роли школы в этом развитии. Образование имеет громадное значение, подчеркнула она. Ведь школа готовит кадры, готовит специалистов.

Как лучше готовить эти кадры, речь шла уже на последующих заседаниях. Обсуждались темы, посвященные важным вопросам в школьном сообществе; разрешению конфликтов, вовлечению учеников в школьную работу. И та, и другая, и третья (в семинаре принимали участие и представители из Архангельска) стороны воспользовались случаем, чтобы пополнить свою копилку опыта. Для того подобные мероприятия и проводятся.

Галина ДВОРЕЦКАЯ