В Мурманске состоялась двухдневная международная конференция "Приоритетные направления развития образования в Баренцевом регионе"

В подобных форумах педагоги нашей области принимают участие с 1992 года, причем Мурманск стал местом проведения Баренцевой конференции в третий раз. Интерес к этому событию огромен, не случайно в столицу Заполярья съехались представители управлений образованием многих губерний стран Баренцева региона (Лапландии, Финмарка, Тромса, Нурланда), а также Архангельской области, Республики Карелия. Достаточно большой делегацией была представлена и наша Мурманская область.

Открыл конференцию председатель облкомитета по образованию Василий Костюкевич. А в своем приветствии ее участникам заместитель губернатора Мурманской области Людмила Чистова подчеркнула, что подобные мероприятия не только позволяют обменяться передовым опытом в деле развития образования в Баренцевом регионе, но и способствуют укреплению международного сотрудничества. К тому же участие в конференции представителей Карелии и Архангельской области поможет существенно укрепить межрегиональные связи.

Говорят, что любой из нас считает, что уж он-то точно знает, как надо правильно учить, лечить и управлять страной. И наверное, только сами профессиональные педагоги понимают, какой колоссальной отдачи, фундаментальных знаний и непрерывного самосовершенствования требует профессия учителя. Ведь вовсе не случайно сказал об обратной связи "ученик - учитель" и творческом начале в преподавании древнеримский философ и мудрец Сенека:" Уча - учись". А потому вполне понятен тот интерес, который вызвали доклады на конференции не только у собравшихся профессионалов сферы образования, но и практически у всех приглашенных. Ведь как ни посмотри, но все мы, в какой бы области ни работали, - родители. И вопросы обучения и приобретения профессии нашими детьми для каждого из нас всегда актуальны.

- Признаюсь, я не могу считать себя крупным специалистом по проблемам, поднятым на конференции, - заметил Генеральный консул Генерального консульства Королевства Норвегия в Мурманске Руне Осхейм. - Хотя и начинал свою карьеру именно преподавателем французского языка в школе, что было достаточно давно. Но несомненно, сотрудничество в области образования между Россией, Норвегией, Финляндией и Швецией - это очень важный момент. Потому, что это касается нашей молодежи, нашего будущего. И очень важно, чтобы образование было на высоком уровне, чтобы все молодые люди смогли найти свое место в образовательной системе, чтобы никто не выпал "за борт". И конечно, контроль за качеством образования на всех ступенях просто необходим.

- Вы говорите это как бывший педагог или как отец?

- И то, и другое. Например, мой старший сын с детства очень интересовался музыкой и звукооформлением. И в старших классах в школе это существенно отвлекало его от учебы, что, конечно, у меня как отца восторга не вызывало. Но зато сейчас он блестяще учится в вузе, связанном именно с техникой звукозаписи, звукорежиссуры, воплощая в жизнь свои подростковые мечты. Так что внешкольные интересы также очень важны. Все, что развивает ученика всесторонне, необходимо для воспитания гармонической личности.

Кстати, и об этом, как и о многом другом, также шла речь в оживленном обмене мнениями скандинавских и российских преподавателей уже в ходе работы по секциям. Программа этой деятельности была весьма насыщенной. На секциях рассматривались вопросы совершенствования структуры и содержания общего среднего образования, обсуждалось управление и нормативно-правовое обеспечение системы образования, а также вопросы подготовки и социальной адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе. Но перед тем как перейти к обсуждению этих проблем на заседаниях секций, участники конференции, разделившись на группы, побывали в мурманских образовательных учреждениях.

Они смогли познакомиться с современными технологиями управления образованием, посетив мурманскую гимназию № 1, профессиональный лицей № 6, а также областную специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Примечательно, что во время пребывания в учебных заведениях гости, знакомясь с учебным процессом и новыми проектами, выражали не только свое одобрение, но и желание сотрудничать в дальнейшем по тому или иному направлению. В частности, посетив лицей № 6, делегаты из Финляндии не только живо заинтересовались проектом "Возрождение Териберки", успешно реализуемым лицеем совместно с коллегами из Норвегии, но и выразили желание участвовать в перспективном аналогичном проекте по возрождению Терского берега, пополнению квалифицированными рабочими кадрами поселка Умба.

Чем наши школы схожи и чем отличаются? На этот вопрос в какой-то степени дал ответ в своем выступлении советник национального управления образования Финляндии Мика Куитунен. Подчеркнув, что каждый раз, когда ему приходится бывать на подобных форумах в Мурманске, он привозит домой новые идеи, планы и проекты, он отметил некоторые отличия в системе образования Финляндии от нашей.

- Сейчас основная роль по планированию и оценке образования возложена в Финляндии на муниципалитеты и школы, - подметил он. - Мы выделяем им деньги, а решения они принимают самостоятельно. И еще. Мы отказались от инспектирования школ, поскольку знаем, что наши учителя - ответственные, добросовестные люди и готовы отдать своим ученикам все свои таланты и знания. Это раньше учителя дрожали от страха перед проверкой и, отвечая инспектору, как школьники, поднимали руку, сейчас у нас это изжито. Однако бывших инспекторов мы не уволили, государство ценит опыт и педагогические наработки этих людей. Сейчас они ездят по школам страны, помогая в разработке новых планов и стратегий, повышая тем самым качество образования.

Как подчеркнул Мика Куитунен, оценка в Финляндии не является самоцелью, ведь сама по себе она не показатель качества образования. Цель процесса обучения - найти пробелы в образовании того или иного ученика или, наоборот, его сильные стороны - и уже отсюда делать выводы. Кстати, в 2005 году в Финляндии проводилась самооценка всех школ, что также помогло скорректировать стратегию обучения.

- Конечно в работе наших школ имеются некоторые различия, - подтвердил председатель комитета по образованию Мурманской области Василий Костюкевич. - У нас, к примеру, очень качественное естественное, математическое образование, потому что в нашей стране традиционно уделялось этому больше внимания. Несомненное наше достижение также - это наличие дополнительного образования, внеклассные занятия способствуют развитию детей, чего нет у наших западных соседей. Да и дошкольное образование у нас на высоком уровне, ведь 97 процентов детей в 1-й класс приходят, имея опыт дошкольного обучения в детских садах. Что же касается успехов наших западных коллег, то для нас, безусловно, весьма интересен их опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в здоровье, их интеграция в обществе. Здесь мы многому можем у них поучиться. И еще. У них другие оценки качества. У нас оценивается большей частью обучение, а у них - уровень компетентности ученика и вхождения его в социум. Там главную оценку качеству дает потребитель, работодатель. Взял он на работу вчерашнего ученика или не взял - вот самая объективная оценка его знаний. Особенно это касается профессионального образования, и здесь у нас работы еще очень много.

- Вас что-нибудь поразило в работе коллег?

- Да. И первое: у них гораздо больше прав дается самим учебным заведениям. Я как-то возил в Скандинавию главных бухгалтеров школ с целью посмотреть их систему финансирования, обменяться опытом и так далее. И что нас просто изумило: спрашиваем, когда прошла последняя ревизия в одной из школ, и директор с бухгалтером долго-долго вспоминают - когда же она была?! Наконец припомнили - лет пять назад! Для нас это было удивительно. Мы как-то меньше привыкли доверять своим людям, хотя, видимо, для этого имеются основания, пока что культура у нас далеко не западная. А вот там все основано на доверии.

Два дня пролетели для участников конференции незаметно. Просто удивительно, сколько всего удалось вместить в столь небольшой отрезок времени. Впечатлений у гостей была масса. Скажем, норвежские педагоги были просто изумлены глубоким знанием норвежского языка, которое продемонстрировали им ученики мурманской гимназии № 1. Ребята показали сценки из спектаклей, лихо справляясь с непростыми оборотами норвежского языка, и сорвали искренние аплодисменты гостей. Что же касается 6-го профессионального лицея, то подготовка рабочих кадров для будущего Штокмановского месторождения и для предприятий развивающегося прибрежного рыболовства вызвали у участников конференции не только интерес, но и стремление активно сотрудничать с нами. Тем более что наши гости воочию убедились, что при всех трудностях, которые в нашем образовании существуют, оно не стоит на месте, а развивается и совершенствуется. А материально-техническая база школ и лицеев укрепляется год от года, взять хотя бы компьютеризацию учебного процесса. "Я просто изумлена, - сказала на подведении итогов конференции директор одной из норвежских школ.- Я совсем не ожидала того, что мы все здесь увидели и услышали!" Эта очень эмоциональная, но и вполне искренняя оценка стала, пожалуй, самым убедительным итогом Баренцевой конференции-2005.

Нина АНТОНЯН