"Фьорды поют"... Сцена областной филармонии пуста, но откуда-то льются звуки невидимой трубы, переплетаются, исчезают в пространстве. К тембру трубы присоединяется голос солистки, звучащий с другой стороны зала, на расстоянии. Создается ощущение, что поет сама природа - суровая, безлюдная... Так впечатляюще начал свое выступление Датский национальный хор девушек.

Концерты в зале филармонии стали финальным аккордом Дней культуры Дании в Мурманске. За минувшую неделю жители и гости областного центра смогли познакомиться с самыми разными гранями творчества соседей по Северной Европе. Джаз, изобразительное искусство, литература (в центре внимания кто? Разумеется, великий сказочник Андерсен!), кинематограф (череду демонстрировавшихся фильмов открывала, само собой, лента всемирно знаменитого Ларса фон Триера - "Идиоты"), фотография... Практически каждый любитель искусства мог выбрать себе что-то по вкусу. В стенах Мурманского педуниверситета меж тем ученый люд обсуждал различные темы, касающиеся российско-датских связей.

Но вряд ли будет преувеличением сказать, что с особым интересом ожидался концерт Датского национального хора девушек. Его подогревала строчка в объявлениях, извещавшая, что этот коллектив, широко известный не только в своей стране, но и за рубежом, находится под патронатом принцессы Александры... Зал был полон. И те, кто рассчитывал, что строчка в афишах появилась не ради проформы, что патронесса освятит своим присутствием выступление подопечного хора, в ожиданиях не обманулись.

Принцесса посетила Мурманск, побывала на концерте. И, вероятно, удивила не одного человека своей простотой и демократичностью. Невысокого роста, стильно и неброско одетая, она ничем не выделялась среди других иностранных гостей, с большой теплотой и искренним интересом общалась с хористками.

Участницы коллектива очень молоды, возраст - до 21 года. Утомительный переезд никак не отразился на их милых и доброжелательных лицах. Девушки часто выезжают с гастролями и, видимо, привыкли к трудностям кочевой жизни. Прилетев в Мурманск в субботу около полудня, они буквально через три часа начали концерт. Буквально с корабля (воздушного) - на сцену. И, поверьте, качество исполнения отнюдь не пострадало от отсутствия репетиций в незнакомом зале.

Репертуар коллектива разнообразен: от популярных песен Элтона Джона из мультфильма "Король-Лев" до оригинальных композиций Пэлле Миккельборга, исполнявшего соло на трубе. Кстати, его сочинение "Фьорды поют" и открыло концерт.

Подкупают искренность, музыкальность, эмоциональная открытость, с которой хор исполняет свою программу. Опытные музыканты заметили несколько однообразную вокальную технику, однако отдали должное удивительной чистоте строя, слаженности пения. Интересны и акустические находки. Первые и последний номера концерта, например, девушки исполнили, стоя в проходах по обе стороны зала. А в одном из произведений Миккельборга они, аккомпанируя солирующей трубе, цокали на разные лады, чем создавали звучание, очень похожее на капель.

Вместе с принцессой Александрой мурманчане от души аплодировали ее подопечным. Безусловно, такое музыкальное событие надолго запомнится слушателям. Исполнительницы, в свою очередь, подчеркнули, что им очень понравились теплый прием и мурманская публика.

Вечером того же дня на той же сцене состоялся концерт, в котором приняли участие Мурманский филармонический оркестр (дирижер - Игорь Манашеров), камерный хор "Амадеус" (художественный руководитель - Валерий Иванов), детский хор "Аметист" (Светлана Ляшова) и солисты из России и Финляндии. Программу составили "Датская увертюра" П. Чайковского, "Весна на Фюне" К. Нильсена и "Stabat Mater" Дж. Россини. Все эти сочинения исполняются достаточно редко - возможно, из-за их сложности, масштабности. Однако известно, что областная филармония не боится трудностей и часто берется за осуществление крупных проектов: кто не рискует - тот не развивается.

- Мы стараемся, это главное, - сказал мне московский солист Константин Христов. - Музыка хорошая, люди великолепные - что еще нужно для счастья?

Между тем риск действительно был. Весьма сложно объединить огромный исполнительский состав за столь короткий репетиционный период, который имелся в распоряжении. И порой это чувствовалось во время исполнения. Случалось, хор расходился с оркестром или солисты не могли найти верный звуковой баланс и заглушали друг друга (К. Христов позже самокритично заметил: "В какие-то моменты ансамбль был очень неплохой"). Ряд эпизодов из произведений Нильсена и Россини прозвучали однообразно, невыразительно. И все-таки слушатели по достоинству оценили старания музыкантов. По окончании программы в зале долго не утихали аплодисменты.

...А исполнители, принимая поздравления, между тем не прерывали работы. Чувствуется, что состоявшийся концерт для них - не столько выдающееся событие, сколько очередная веха на пути к вершинам мастерства. Такой вывод я сделала для себя, зайдя за сцену сразу после концерта и обнаружив, что солисты с дирижером склонились над клавиром Россини и с интересом обсуждают нюансы исполнения. Воистину, нет предела совершенству. Тем более что следующим вечером всем им предстояло еще одно выступление с той же программой - концерт, который и закрыл Дни культуры Дании на Кольской земле.

Яна ВИКТОРОВА