Уже пятнадцатый год подряд фестиваль "Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире" предоставляет музыкантам областных филармоний благодатную возможность выступить наравне со всемирно известными российскими и зарубежными мастерами. Концерты, проходящие в лучших концертных залах Петербурга, собирают не только любителей классики, но и профессиональных музыкантов, участников и организаторов фестиваля. Знаменитые артисты, профессора высших музыкальных учебных заведений с искренним интересом оценивают мастерство своих коллег, приехавших из самых разных областей России. Поэтому участие в фестивале - это всегда возможность получить профессиональную оценку своей работы, завязать интересные знакомства, сделать шаг вперед в своем творческом росте.

Артисты Мурманской областной филармонии - одни из самых активных участников "Рождественских встреч".

- Впервые нас пригласили в Петербург в 1998 году, - рассказал художественный руководитель филармонии Сергей Гиваргизов. - С тех пор на фестивале побывали почти все наши солисты и коллективы, даже оркестр с его первым главным дирижером Дамианом Йорио. Нынешние "Рождественские встречи", проходившие, как всегда, под патронатом маэстро Юрия Темирканова, были посвящены 15-летию Союза концертных деятелей России. В них приняли участие музыканты из республик Карелия и Коми, из Белгорода, Воронежа, Твери, Москвы, Петербурга, зарубежные исполнители из Болгарии, Швейцарии, США и Италии.

Концерт мурманчан, посвященный 320-летию со дня рождения великого немецкого композитора Генделя, состоялся в Доме концертных деятелей на Моховой, в прекрасном зале с роялем знаменитой немецкой фирмы "Бехштейн". Пианистка Елена Тимофеева впервые принимала участие в подобной поездке. Она выступала в качестве аккомпаниатора, а также исполняла соло старинный танец "Аллеманда". Произведения композиторов XVII века нелегки для современных исполнителей. В те времена, как объяснила Елена, само "строение" музыки было иное. Надо было не только играть написанные композитором ноты, но и уметь украшать мелодию, импровизировать. Однако - в строгом соответствии с существовавшими традициями. Поэтому при исполнении старинных сочинений так важны вкус и чувство стиля.

Сложилось мнение, что исполнять Генделя нужно строго, величаво, "монументально". Мурманские музыканты - вокалисты Сергей и Раузалия Гиваргизовы, флейтистка Елена Харинова и Елена Тимофеева - предложили совершенно иное прочтение - живое, страстное. И нашли полное понимание у питерской публики и коллег-музыкантов. "Я впервые услышала, как надо петь Генделя", - призналась профессор Петербургской консерватории Татьяна Хитрова. А заместитель председателя СКД Мария Панфилова восхитилась серебристым сопрано Раузалии и пообещала организовать ей в ближайшем будущем сольный концерт. Удостоилась похвал и Елена Харинова. Выдающийся болгарский флейтист Георгий Спасов, многие ученики которого сделали международную карьеру, пригласил ее в Софию на свой мастер-класс.

- Большую исследовательскую работу пришлось проделать нашему музыковеду Светлане Бобрицкой, - отметил, рассказывая о выступлении мурманчан, Сергей Гиваргизов. - В своем вступительном слове ей удалось очень ярко и выразительно рассказать об эпохе, в которую жил и творил Гендель, о его знаменитой оратории "Мессия", операх "Оттон", "Ксеркс", "Ринальдо", "Деидамия", арии из которых мы исполняли. Считаю, что наш успех во многом и ее заслуга... Классическая музыка, в том числе и старинная, - не застывший музейный экспонат, она находится в вечном движении. И если ты вкладываешь в ее исполнение душу, собственные переживания, то всегда найдешь отклик у слушателя. Нам это, кажется, удалось. Во всяком случае, приглашение на следующий фестиваль мы уже получили.

Ольга ДАНИЛОВА