Это вовсе не горная вершина, открытая альпинистами. А явление в современной музыке, которое верно обозначил Дмитрий Татаркин, талантливый 33-летний гитарист. В отечественном исполнительском искусстве он признан одним из лучших среди молодых музыкантов.

В Кольское Заполярье Дмитрий Юрьевич приезжал на гастроли. Года полтора назад он уже бывал в наших краях, вел курсы повышения квалификации для преподавателей музыкальных школ. И тогда буквально влюбил в себя аудиторию. Кто-то был восхищен его открытостью и свободой общения, обаянием и виртуозным владением инструментом, другие с живым интересом конспектировали лекции Татаркина, копировали современные нотные сборники, которые музыкант привез с собой. Общение с ним дает ощущение новизны, движения, жажды открытий.

Гастроли артиста стали хорошим поводом поближе познакомиться с яркой и неординарной личностью. Накануне выступления в Мурманской областной филармонии мы встретились с Дмитрием Татаркиным.

Маэстро репетировал. На столике - карманный метроном, пилка для ногтей, измочаленная самым немыслимым образом. Ногти - это святое для гитариста: свои ломаются о струны, поэтому профессионалы пользуются специальными накладками. У Татаркина они особой формы, вырезанные из шариков для пинг-понга. Но при первом взгляде на руки музыканта поражает не бутафория, а пальцы - необычайно длинные и сильные. Внимательный и твердый взгляд смягчается теплой дружеской улыбкой и подкупающей открытостью общения. Кажется, что перед тобой сидит старый друг и рассказывает о себе, прихлебывая ананасовый сок.

- Мой родной город - Омск. Хотя родился я в Ашхабаде. Мои родители по профессии строители, много переезжали с объекта на объект. Во время их командировок я и появился на свет, - говорит Дмитрий. - К музыке моя семья отношения не имела. Да и я тоже, до поры до времени. Лет в пятнадцать пришел в кружок, хотел на гитаре аккорды выучить, чтобы песни петь. Затем через год поступил в музыкальную школу. Педагог у меня там был замечательный - Борис Аппелинский. Он очень хороший музыкант! Я попал в компанию взрослых людей, которые в свободное время занимались музыкой. А в основное время своей профессией. Например, там были столяры, инженеры, программисты. Потом некоторые из них все бросили и посвятили себя целиком гитаре. Конечно, не все могут ездить на гастроли, но из многих получились хорошие исполнители. Взрослые люди быстрее в музыке развиваются, чем дети. Могут и за два года освоить программу. В Омске во всех музыкальных конкурсах участвовал, выигрывал все время. Мне потом уже учителя заметили: "Ну хватит, дай и другим поиграть!" Когда в Москву, в академию имени Гнесиных, поехал поступать, мне сказали: "Держись, тебе там будет очень трудно". Ведь многие талантливые музыканты теряются в столице, уходят в бизнес или в другие профессии. На творческом поприще выдерживают самые упорные. И, как правило, они приезжают в Москву из других городов. В "гнесинку" я сразу поступил. Повезло, наверное. Туда ведь на гитару берут одного человека в год. Трудно поступить. Надо ездить чаще показываться педагогам, консультироваться. Они потом знакомые лица "вытаскивают" на вступительных экзаменах. А у меня такого не было...

У Дмитрия Татаркина довольно насыщенная жизнь. Десять лет он преподает в музыкальном училище имени Прокофьева, три года в государственной академии имени Маймонида. Объездил с гастролями множество городов начиная с Владивостока. Участвует в крупных концертах, нередко в составе известных оркестров. Например Юрия Башмета. Много выступает в дуэте с флейтисткой Татьяной Лариной и содружеством музыкантов "Classika Nova". Репертуар самый разнообразный, вплоть до авангарда.

- В одном из московских клубов играю такую музыку, которая обычному меломану может показаться слишком непривычной, экспериментальной, - поясняет Дмитрий. - Но на широкую публику выношу более понятные композиции. У меня нет такой цели - замучить слушателя.

Татаркин - необычный исполнитель. Здесь-то и таится некий подвох для публики. Например, не все мурманчане, побывавшие на его выступлении, были довольны прозвучавшими произведениями. Впечатление испортил стереотип: все гитаристы играют что-нибудь в танцевальном испанском духе.

- Мне это неинтересно. Надоело тратить свое время на переигрывание известных шедевров, которые еще до меня двести раз сыграны, - реагирует Дмитрий. - Я сотрудничаю с современными композиторами. В частности, с Валерием Бикташевым и Ефремом Подгайцем. Произведения этих композиторов для гитары пока никто не играет, кроме меня.

Драматичная и эмоциональная музыка Бикташева, богатая палитрой звучаний, между прочим, пришлась по вкусу мурманчанам. Его произведения запоминаются. Как, например, композиция-поэма "Орфей" или сюита "История любви".

- Классическая гитара - инструмент сравнительно молодой, - продолжает рассказ Дмитрий Татаркин. - Гениальные композиторы разных эпох никогда не писали специально для гитары. Это делали дилетанты. Сейчас происходит расцвет гитары. Вы знаете, для рояля писать уже неинтересно, трудно сказать что-то новое после признанных мастеров. А вот для гитары сочинять - другое дело. Сейчас мы переживаем пик гитаризма! Тому есть объективные причины. С одной стороны, это доступный инструмент, на нем можно быстро научиться какую-нибудь песенку исполнять или красивые переборчики. Но дальше массовый интерес не идет. Ведь гитара - самый сложный инструмент в плане дальнейшего развития. А с другой стороны, пришло то время, когда есть и грамотные музыканты, и композиторы, и тот, кто хочет учиться, может достичь многого.

Ольга ФЕОФАНОВА