Наша жизнь становится все более открытой миру. И не только по причине доступности заграницы для россиян, а для иностранцев - нашей страны, которую теперь посещают не просто с туристическими целями, но и для развития своего бизнеса. Стали частыми гостями в России и наши бывшие соотечественники, которым еще недавно въезд на историческую родину была категорически запрещен. Один из таких людей канадский гражданин Макс Ройз, уехавший из СССР около тридцати лет назад. А в последние годы его нередко можно встретить в Мурманске. Макс - основатель и президент Русской литературной ассоциации Канады. Благодаря ее усилиям в 2005 году было профинансировано издание ряда книг мурманских писателей, в том числе романа Николая Скромного "Перелом". А до того канадские литераторы организовывали благотворительные проекты, обеспечивая отдых детей российских пограничников, северян и детей погибших журналистов. Заметным событием в творчестве Макса Ройза стал выход в конце прошлого года его книги "Хроника пикирующего губернатора", посвященной жизни и деятельности Юрия Евдокимова. Кстати, Ройз - лауреат премии Союза журналистов России. И вот очередной приезд в Мурманск - очередной проект. Об этом мы и беседуем.

- Очень заманчивое название у вашего проекта - "Равные возможности". А что за этим стоит?

- Идея в том, чтобы не только дети олигархов и высокопоставленных чиновников могли получить образование где-нибудь на Западе - в Кембридже или в Гарварде. А чтобы сын или дочь рядового инженера, мелкого бизнесмена могли учиться в любом престижном заведении мира. Сейчас годовое обучение учащегося за границей или даже в престижной частной школе Москвы стоит от 20 до 30 тысяч долларов в год. А вот платить за обучение в канадской школе меньше 500 долларов в месяц, как нам удалось договориться, могут позволить себе гораздо больше россиян. В итоге молодой человек получает образование одновременно в канадской и русской школах. И он становится на ступеньку выше сверстников в возможностях своего дальнейшего образования. А это всегда и всем выгодно. В 1992 году я написал книгу "Как делать бизнес в России", где подчеркивал важность для соотечественников международного образования. У специалиста появляется понятийный аппарат, какого в России не дают. Такой подход проистекает из всей философии деятельности Русской литературной ассоциации Канады: нести добро не только конкретному человеку, но и тому государству, из которого мы все вышли и на языке которого мы говорим.

- Назовите основных организаторов вашего проекта с российской стороны.

- Проект наша ассоциация реализует совместно с комитетом образования Мурманской области, институтом повышения квалификации учителей и Гуманитарным институтом, с которыми мы заключили договоры о сотрудничестве. Очень важно, что люди не будут пересылать деньги в Канаду, а будут вносить их здесь, в Гуманитарном институте, имеющим валютный счет. Это исключает возможность обмана, ведь соблазнительных, но и сомнительных предложений о платном образовании сейчас очень много гуляет по Интернету...

А в чем еще плюсы проекта?

За полгода до окончания канадской средней школы ученику предложат выбрать перечень университетов, где бы он хотел дальше учиться. После этого Русская литературная ассоциация свяжется с ними, передаст туда данные о результатах учебы будущего выпускника. И мы получим ответ: на каких условиях (или даже льготах) его согласны принять или дадут отказ. Кроме этого, мы поможем выпускнику дополнительно составить резюме о его достижениях и достоинствах, чтоб университет всесторонне знал, с кем он имеет дело.

Естественно, не все поедут учиться на Запад, но все ребята, оканчивая канадскую школу, приобретут гораздо больше, чем их сверстники. Они получат два документа о среднем образовании - канадский и российский. У них будет высокий уровень знания английского языка. И самое главное, они будут знакомы с методикой обучения в канадской школе, то есть мыслить будут немножко по-иному.

Поскольку заранее мы будем знать, куда и кого примут в западные вузы, можно дать и социальный импульс дальнейшему развитию проекта. Почему бы Мурманской области не обратиться в российское правительство с предложением: Кембридж готов принять наших выпускников, но обучение там недешево. А если государство профинансирует его? Было же в советское время, когда заводы посылали людей на учебу. Ведь это инвестиции государства в человека, который потом вернется...

- А если не вернется?

- Ну и что? Для примера возьмем Индию. У них есть школа для талантливых детей. Обучение в ней очень дорогое, но за все платит государство. Потом они едут учиться на Запад, многие остаются в Америке, Англии... Индусам говорят: как же вы затратили такие деньги, а ваши дети не вернулись домой? И они отвечают: "Сегодня треть предприятий электронной промышленности в Америке возглавляют выходцы из Индии. Заказы они, естественно, дают нам. И когда вы звоните в случае поломки компьютера, не думайте что вам отвечают из компании "Делл". Наши же люди решают наши проблемы. А те, кто возвращается в Индию, привозят опыт международного уровня".

То же произойдет и в России. Я не понаслышке знаю, как соотечественники за рубежом тянутся к ней - здесь какой-то особый дух общения, которого больше нигде нет. Далеко ходить за примерами не надо, сам принадлежу к таким людям. Я на Западе почти 30 лет, у меня нет проблем там. И все равно свои интеллектуальные аккумуляторы я еду заряжать в Россию. А в пользу возвращения молодежи домой после учебы говорит и то, что сегодня в Москве можно больше зарабатывать, чем в Нью-Йорке.

- А как вообще родилась идея этого проекта?

- Она появилась сразу в 2-3 канадских школах и нашла поддержку в Мурманске.

Когда мы обсуждали ее с губернатором Евдокимовым, я предложил пойти и дальше - создать комитет, по типу того, что у вас есть в фонде "Спаси ребенка". Будем выбирать лучших детей - какой он спортсмен, общественник, курит - не курит, какие у него оценки. Это породит бум среди молодежи, дух состязательности. Я надеюсь, что состоятельные люди и предприятия материально поддержат нашу акцию. И кому-то из обучаемых детей в семьях со скромными доходами удастся помочь.

- Но вернемся к содержанию проекта. А вам не кажется, что двойная образовательная нагрузка - это тяжеловато для старшеклассников?

- Это не совсем так. Знания по математике и другим предметам естествознания для сдачи экзаменов в канадской школе учащийся получает в той же российской школе.

Я думаю, основная нагрузка для ребят будет связана с изучением языка. Но английский исключительно прост. А вот ценность в том, что к тому же будут обучать, как вести переговоры, как разговаривать с коллегами в бизнесе и так далее.

- А какова форма сдачи экзаменов?

- Нет экзаменов в привычном понимании. Ученик получает учебник и тест к нему. Изучает предмет, отвечает и отсылает ответы по Интернету - это и есть экзамен.

* * *

ПРОГРАММА "РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"

Русская литературная ассоциация Канады закончила переговоры об обучении россиян с лучшими частными школами Северной Америки. Программа "Равные возможности" работает следующим образом: те, кто успешно закончил как минимум девять классов, присылают свои оценки. Это необходимо для получения эквивалентных североамериканских оценок (кредитов) и зачисления в частную школу Канады.

В случае положительного решения, для получения международного диплома о среднем образовании ученику необходимо дополнительно сдать математику (три экзамена), английский (два экзамена) и науку (физику, химию и биологию). Еще два предмета учащийся выбирает по своему усмотрению. Допустим, компьютерные науки, искусство или бухгалтерию.

Срок обучения - два года, но на сдачу каждого экзамена отводится не более четырех месяцев. С другой стороны, учащийся может сдать все предметы и за полгода или за год. Обучение ведется по Интернету (on-line) и дает возможность учащимся полностью освоить терминологию и требования, принятые в Северной Америке и Европе. По желанию учащегося ему могут быть высланы по почте учебники и вопросы для сдачи экзамена.

Все обучение ведется на английском языке и для тех, кто им не владеет, первоначально дается ускоренный курс английского языка. Возраст обучающихся не ограничен.

Беседовал Владимир БЛИНОВ