Одиннадцатиклассница Олеся Жилевич из ковдорской школы № 2 учится в физико-математическом классе. Два года назад заняла она первое место в областной олимпиаде по… литературе. «Так получилось», - объясняет... Так это и сочетается в ее жизни - углубленные занятия точными науками и интерес к художественному слову.

После той победы на олимпиаде девочка получила приглашение в Мурманскую областную очно-заочную школу дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита». Третий год уже занимается в ней. Приобрела в этой школе много друзей, таких же победителей всевозможных интеллектуальных состязаний - областных и всероссийских.

С Олесей и другими обучающимися в «А-Элите» умниками и умницами встретилась я на церемонии открытия нового учебного года. Пятнадцать лет, кстати, исполнилось этой школе в нынешнем году. По традиции день рождения отмечается в начале осенней сессии, то есть на открытии учебного года.

Девяносто человек со всей области приступили к занятиям в ней нынче. Как обычно, добавились новенькие - ребята, проявившие себя в различных дисциплинах, победители олимпиад прошлого учебного года.

В среду все они собрались в областном центре дополнительного образования для детей и юношества «Лапландия» - именно при нем работает школа. Обучение здесь очно-заочное, каждый день ходить на уроки не придется. Учебные сессии проводятся три раза в год, продолжительность каждой - три дня. В этот период объем занятий - групповых и индивидуальных - составляет 18 академических часов. А между сессиями - дистанционное обучение с использованием сайта школы. С ребятами занимаются преподаватели вузов, ученые, в том числе приглашенные из столичных университетов.

Общаться с ними - одно удовольствие. Кто-то читает в подлиннике Шиллера, кто-то любит Достоевского, причем не все, а отдельные произведения (даже к великим у них подход довольно критичный), кто-то с улыбкой рассказывает, как это легко - заниматься математикой: раз-раз - и решил… Они все уже видят себя в будущем: кто педиатром, кто инженером, кто филологом. И это не случайные стремления, способные возникать так же легко, как и гаснуть, а осознанная цель.

Мурманская одиннадцатиклассница Ирина Колянова из 27-й школы учится в профильном медицинском классе, она заняла в прошлом учебном году призовые места в городской и областной олимпиадах по биологии. Ей ли не мечтать о профессии детского врача? Ученик мурманского политехнического лицея Григорий Кудренко, победитель всероссийской олимпиады прошлого года по математике, уверен, что поступит в питерский политех на машиностроительный факультет. И так каждый, с кем ни заговори: большие, серьезные планы и уверенность в своих силах.

- Когда в «А-Элите» наступает сессия, мы, педагоги, все свои дела откладываем на три дня и спешим к ребятам, - говорит кандидат наук, доцент института повышения квалификации работников образования и культуры Любовь Ротаряну. - Потому что нам очень нравится эта аудитория. Мы встречаемся с заинтересованными людьми, очень эрудированными, с которыми можно говорить о сложных вещах, которые очень критично настроены и часто спрашивают: «А это всегда так, как вы говорите?» Тут же начинаем обсуждать, искать варианты, и нередко обнаруживается, что не всегда «так».

Начало нового учебного года превратилось в настоящий праздник - с поздравлениями, чаепитием и, чтобы напрасно не терять время, с разгадыванием викторины за чашкой чая. В этом празднике принимал участие и первокурсник МГПУ Михаил Агарков. Он уже окончил «А-Элиту», но по старой памяти пришел сюда, чтобы встретиться с друзьями. Юноша - победитель различных конкурсов и олимпиад по математике, в прошлом учебном году на форуме «Шаг в будущее» завоевал в Москве абсолютное первое место. Его будущая специальность - математик-экономист. Это Михаил и уверял меня, что математикой заниматься одно удовольствие: «Даже память хорошую не надо иметь. Если изучаешь историю, например, сколько надо всего запомнить! А здесь, в математике…» - и с улыбкой пожал плечами.

Его скромность - или иронию? - я оценила. Но ведь понятно, что любая искра погаснет, не разгорится, если ее не поддерживать. Так и со способностями: их необходимо постоянно развивать - а это непременный большой труд, нередко и самоограничение. И в этом одна из главных задач школы - не давать юным умам застаиваться, почивать на лаврах, постоянно стремиться к горизонту, который, как и положено, будет с каждым шагом вперед отступать на один шаг: дорога знаний бесконечна.

…Когда чаепитие с викториной закончились, ребята поучаствовали в семинаре - творческом отчете о достижениях учеников «А-Элиты». А затем молодые дарования разошлись по мурманским высшим учебным заведениям, началась первая в этом учебном году сессия.

Фото: Ещенко С. П.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита».
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита».
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита». Вот они - гордость области.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита».
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита».
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита». «А-Элитовцы» в техническом университете.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита».
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита». Занятие ведет доцент МГТУ Владимир Власков.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита». Занятие ведет доцент МГТУ Владимир Власков.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская областная очно-заочная школа дополнительного образования для одаренных детей «А-Элита». Михаил Агарков.
Галина ДВОРЕЦКАЯ