Таких матрешек в сувенирных лавках нынче не встретишь - раритетный экземпляр советской эпохи. 15 деревянных шаров мал мала меньше, ярко-красных, каждый - с изображением пятиконечной звезды. Эту диковинку, донесшую до нас стиль шестидесятых, можно увидеть на выставке в областном художественном музее. Народные игрушки не зря решили представить зрителю под Новый год - самый детский праздник на свете, пожалуй, лучшее время, чтоб вспомнить о тех произведениях искусства, которые шагнули в музейные коллекции прямо из ребячьих рук.

Небольшой зал вместил целое семейство разномастных поделок - образцы известных народных промыслов России. Все в основном шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого века. Старинными их не назовешь, но ремесло недаром сильно традицией, так что можно с уверенностью сказать: со времен прабабушек глиняные всадники да свистульки не особенно изменились.

Купечески пестрая дымковская игрушка - наверное, самая распространенная. Кто не встречал этих пышно распустивших хвосты красавцев-петухов? Яркостью да величавостью они запросто могут потягаться с павлинами. Тут же румяные барыни в пышных юбках попивают чай, носятся жучки и скачут удалые всадники в мундирах - этакие гусары на народный лад. Есть и совсем трогательные экземпляры, например семейство бравого моряка в тельняшке и фуражке: женушка со старательно выписанными круглыми щечками, такая же дочурка и мальчишка в матроске, руки в боки.

Филимоновская игрушка - совсем другая. Нет в ней ни золота, ни дорогой пестроты. Акварельная, размытая, розово-бело-зеленоватая роспись, простые формы, вместо завитков и узоров «дымки» - простенькие полосочки. Такие свистульки проще представить в руках детворы. Круторогие баранчики, забавные всадники, уже не воинственного, а, скорее, крестьянского вида… Чуть кособокие, чуть простоватые, будто потертые, они так и просятся в руки.

В соседней витрине рвутся в полет разудалые тройки - по ним узнаешь каргопольскую глину. Раскрашенные белилами и охрой мужички с гармошками и с бородами лопатой, черно-белые кони - «фирменные» персонажи этого ремесла Архангельской губернии.

Среди многообразия свистулек самые необычные - коми-ижемские чудо-звери. Сказочные персонажи, которых не сразу и признаешь, сделаны из простой обожженной глины, а вместо росписи украшены лишь «дымлением», проще говоря, мастера придали им изрядно прокопченный вид.

Вот береста, лоза и дерево в компании с семьей тряпичных кукол - солнечные, теплые, светлые. Тут и погремушка-шаркунок, и конь-огонь на тонких ножках, и мячик из лозы, и даже деревянный волчок. А у кукол дивные имена: Многоручка, например. Рук у нее и впрямь немало, почти как у индийского Шивы. Женщине - хозяйке дома как раз столько и нужно, чтобы все успевать! А ее соседка Ведучка держит за руки крохотного кукленка, точно как мать ведет малыша, едва научившегося ходить. Самая же волшебная кукла, конечно, «Материнство». У нее малыш спрятан в круглом животике. И даже красной ниточкой-пуповиной снабжен, и первой пеленочкой. Только скрыт от посторонних глаз до поры.

Наши предки такими куклами, конечно, не играли, они выполняли роль оберегов, ритуальных фигурок. Впрочем, все игрушки отчасти - обереги, талисманы. Ведь память о них, забавных, потертых, красивых или нелепых, хранится на самом донышке души. И, возможно, силой своего маленького детского волшебства они всю жизнь оберегают нас от напасти и скуки? Как знать...

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Татьяна БРИЦКАЯ