Валерия Гергиева зал приветствовал стоя - концерт звезды такой величины стал событием исключительным. Маэстро в решительности не откажешь: ради того чтобы посетить Мурманск, он провел почти девять суток в поезде, вдобавок давая концерты по пути. В назначенный час к перрону подошел спецпоезд: симфоническому оркестру Мариинского театра для долгого путешествия потребовался целый железнодорожный состав.

Мы уже рассказывали, что визит прославленного коллектива состоялся в рамках Московского Пасхального фестиваля, который вот уже восемь лет проводит Гергиев. В начале фестиваль объединял только концертные площадки двух столиц и, по словам самого маэстро, посвящался 300-летию Петербурга. Звезды главной сцены города на Неве по задумке авторов проекта дарили свое искусство Москве - а с ней словно бы всей России. Со временем фигуральное выражение приобретает буквальный смысл: Пасхальный фестиваль с каждым годом расширяет географию, сейчас его принимают уже 28 городов страны. Мурманск появился в их числе впервые.

Появился по ряду причин. Одной стала инициатива региональной власти, другой - пожелание одного из ведущих спонсоров фестиваля, французской нефтедобывающей компании «Тоталь», заинтересованной в Штокманском проекте. Третьей и, пожалуй, решающей, - давняя мечта самого дирижера.

- Я действительно очень стремился в Мурманск, - сказал он на встрече с журналистами накануне выступления, - Для меня он в первую очередь связан с именем легендарного арктического капитана Юрия Кучиева. Он, как и я, осетин, а мы, осетины, чтим своих земляков. Имя Кучиева - гордость нашего народа! К тому же мы с ним много лет дружили.

Кстати, сразу после выступления в областном драматическом театре дирижер отправился к памятнику Защитникам Заполярья, чтоб возложить цветы к подножию мурманского Алеши, почтив память всех павших на северных рубежах России.

Гергиев сделал мурманчанам особый подарок. Для каждого города фестивального маршрута программа концерта составляется отдельно, под нее отбираются и участники. К нам маэстро специально привез солистом Евгения Никитина, хорошо знакомого всем здешним меломанам. Евгений, бас-баритон, в прошлом году получивший звание заслуженного артиста России, родился в Мурманске; он сын хормейстера Игоря Никитина, долгие годы преподававшего в нашем музучилище и создавшего прекрасный вокальный коллектив. За успехами Евгения следили здесь и коллеги отца, и многие любители музыки. Еще студентом питерской консерватории его пригласили солистом в Маринку, с тех пор Никитин - гордость труппы. А с недавнего времени он еще и солист Метрополитен-опера. В общем, молодого баса публика встречала вдвойне горячо - и как земляка, и как замечательного певца. И не зря: блестяще исполнив арии из «Бориса Годунова» и «Дона Карлоса», он лишний раз заставил гордиться собой северян.

- Я люблю Никитина как человека и как артиста, - признался Валерий Гергиев в разговоре с журналистами, - А он искренне любит нашу сцену! Но это уже признанная звезда, а что касается других игроков нашей «молодежной сборной», то у них слава впереди. И если говорят, мол, у нас стало меньше звезд, это значит, публика просто еще не знает, что они - звезды!

Гергиев один из немногих, кто не боится экономического кризиса. Он твердо уверен, что искусство его уровня неуязвимо для финансовых неурядиц. Что бы ни происходило на фондовых рынках, найдутся люди, готовые вкладывать средства в подлинные ценности. Вот приехали же артисты в Мурманск, в Петрозаводск, Екатеринбург, поедут в Армению, затем отправятся еще дальше.

- Все зависит от конкретных людей, и в государстве, и в бизнесе, - считает Валерий Абисалович. - Нынешние трудности - это повод проверить, является ли культурная политика по-прежнему приоритетной для власти. Но я никогда не упрекну того, кто откажет нам в финансовой помощи. Найдутся другие источники. Только в одном случае обрубаю все концы: если человек на том конце провода предлагает помощь при условии, что его попросит о ней президент, премьер или еще кто-то статусный. То есть начинает торговаться.

Валерий Гергиев всегда был уверен в успехе - иначе, наверное, не решился бы возглавить Мариинку в самое тяжелое время, в середине девяностых. Теперь, впрочем, ему не легче: на плечах худрука, дирижера и директора в одном лице - бесконечный ремонт, который должен преобразить знаменитый театр, сохранив при этом его дух и стиль. За всеми заботами и разъездами (Гергиев продолжает еще и собственную, независимую от театра, дирижерскую деятельность с лучшими оркестрами мира), маэстро не упускает из виду главной цели. На его взгляд, главная миссия государственного театра, театра-символа - не зарабатывать миллионы, а дарить высокое искусство каждому, кто ощущает в нем потребность. Именно поэтому даже на премьеры Мариинского можно достать билеты по вполне доступной цене. А Пасхальный фестиваль вообще задуман как благотворительный, его обязательное условие - доступность концертов для жителей городов. Вот и в Мурманске в продажу поступило совсем немного дорогих билетов. Остальные места, по словам организаторов, должны были достаться малоимущим и сиротам. Вот только в день выступления зал оказался наполнен отнюдь не детдомовцами. Возможно, часть бесплатных билетов и дошла до адресатов, но в основном приглашениями шуршали вполне узнаваемые представители местной политической и бизнес-элиты.

Впрочем, заполярные меломаны еще смогут услышать прославленный оркестр. Как отметил дирижер, руководство области принципиально договорилось с ним о продолжении контактов. Мурманск, вероятно, станет постоянной точкой фестивального маршрута. Кроме того, у нас, возможно, откроется концертный абонемент с участием ведущих исполнителей Мариинки. И маэстро Гергиев, которого восторженно приняли северяне, еще не раз взмахнет дирижерской палочкой на нашей сцене.

Фото: Федосеев Л. Г.
Валерий Гергиев.
Фото: Федосеев Л. Г.
Валерий Гергиев.
Фото: Федосеев Л. Г.
Валерий Гергиев.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Татьяна БРИЦКАЯ