- Обычно Дни Норвегии в Мурманске открывались классической театральной постановкой или концертом, на этот раз мы решили нарушить традицию и начать с авангарда, - объявил генеральный консул Йон Эльведал Фредриксен, выступая на первом вечере норвежской декады.

В понедельник в Заполярье стартовал почти двухнедельный марафон, каждый день которого будет ознаменован новой встречей с культурой страны викингов. Как заметил Сергей Ершов, председатель областного комитета по культуре и искусству, Северное королевство, хоть традиционно входит в понятие дальнего зарубежья, на деле для жителей Кольского полуострова гораздо ближе других государств, причем не только географически. Приграничное сотрудничество для наших стран не пустые слова. Одной из причин столь тесных связей считают именно культурные контакты.

- Сотрудничество в этой сфере сближает теснее всего и помогает понять, на каких струнах души надо играть, встречая человека из соседнего государства, - поэтично охарактеризовал их важность Йон Фредриксен.

Происходившее на сцене Детского театрального центра стало буквальной иллюстрацией к понятию диалога культур. На подмостки поднялись два культовых писателя наших государств: столичный гость, постмодернист, эссеист, ведущий телепрограммы «Апокриф» Виктор Ерофеев и скандинавский романист и документалист Хьяртан Флёгстад, человек с романтической судьбой и огромным интересом к России. Для творческой встречи со зрителями они избрали необычный жанр свободного публичного диалога. Реплики, вопросы и ответы, полемика и обмен мнениями сопровождались исполнением джазовых композиций - участником вечера был также музыкальный квартет из Осло «Мариланд».

Флёгстад, несколько романов которого переведены на русский язык, представил зрителям свой документальный труд «Пирамида», посвященный судьбе одноименного советского шахтерского городка на Шпицбергене. Просуществовавший более пятидесяти лет, он был заброшен в 1998 году, а два года назад писатель в сопровождении фотографа Сири Хельмансен предпринял путешествие по мертвому городу.

- Судьба Пирамиды символична, как и само имя (населенный пункт обозначили по названию шахты «Пирамида», расположенной в скале геометрической формы), - считает Флёгстад. - Советский город на территории НАТО, оставленный жителями и стоящий нетронутым, будто законсервирован. Архитектура поселка на краю света весьма необычна: над ней в свое время трудились ведущие архитекторы-конструктивисты. Сейчас Пирамида похожа на площадку для перформансов времен краха утопии. Думаю, это лучшее место для того, чтобы в 2017 году символически распрощаться с затянувшимся XX веком, отметив столетие русской революции.

Отвечая на вопросы зрителей, Флёгстад рассказал, что путешествия для него - источник вдохновения. В юности он нанялся на корабль, направлявшийся в Южную Америку, - и так открыл для себя мир. В Буэнос-Айресе неожиданно списался на берег, прожил несколько лет в совершенно чужом, но очаровавшем юного норвежца месте и там познакомился с латиноамериканской литературой: Борхесом, Маркесом, Кортасаром. Там истоки его собственного творчества. Став зрелым автором, Флёгстад не перестал странствовать, причем периодически приезжает за вдохновением в Россию. Она для него символ большого мира и великого языка.

Виктор Ерофеев, давний приятель Флёгстада, рассказал: для него, тоже заядлого путешественника, дорога в большой мир началась… с ананаса.

- В детстве в Москве я часто ел ананасы и всегда мечтал увидеть, где и как они растут. Впоследствии на Гаваях осуществил эту мечту. Вообще же, выход из малого, знакомого мира - искушение и риск. Путешественнику нужна душевная стабильность и четкая система ценностей, иначе путь в чужую Вселенную может привести к предательству собственной души. Тем более что мы живем сейчас в мире, похожем на арктическое море, в котором плавают айсберги подтаявших идеалов. Система ценностей пошатнулась, почти утрачена…

На вечере, посвященном культуре приграничья, не могла не зайти речь о межгосударственных конфликтах, в том числе Холодной войне, на долгие годы отрезавшей советских людей от Запада. Ерофееву представляется, что феномен противостояния был отчасти полезен для Европы, точнее для ее идеологических ценностей:

- Европейцы были вынуждены словно выставлять на витрину свободу, многопартийность, права человека, таким образом доказывая свою правоту перед Советским Союзом. Как только в этом отпала необходимость, Европа обрюзгла, и в этом корни нынешнего кризиса, - убежден писатель.

Что же касается самого понятия границы, то для обоих литераторов оно символично. Но если для Флёгстада границы - эмблема устойчивости старой Европы, своего рода антитеза глобализации, то Ерофеев считает их лишь временным знаком напряженности и противостояния.

- Подлинный водораздел отделяет добро от зла, жизнь от смерти, красоту от уродства, - говорит он. - Географические же границы - только его бледное отражение. И если они уходят, значит, мы становимся свободней. И во многом этому способствует культура.

Добавлю, что Виктор Ерофеев успел также дать большое интервью «Мурманскому вестнику». Оно будет опубликовано в одном из ближайших номеров газеты.

Фото: Федосеев Л. Г.
Музыкант из квартета «Мариланд».
Татьяна БРИЦКАЯ