Губернатор Дмитрий Дмитриенко вошел в овальный зал областной администрации, предназначенный для встреч делегаций, с букетом цветов, и журналисты привычно принялись вычислять, у кого из присутствующих может быть день рождения. Но все оказалось гораздо проще и изящней. Цветы предназначались министру транспорта Финляндии Ану Вехвиляйнен, и вовсе не за что-то, а просто потому, что она женщина. Вот такой джентльменский жест. Оценила ли его по достоинству госпожа министр, так и осталось загадкой - сказался стойкий нордический характер, и выражение эмоций ограничилось вежливой улыбкой. Но, судя по всему, новая традиция в наших властных кабинетах родилась: встречать видных лиц правительств с цветами, конечно, если они женщины.

Впрочем, это не помешало госпоже Вехвиляйнен с первых же минут взять деловой тон. Она особо отметила, что нынешний визит можно считать историческим, поскольку за все время отношений России и Финляндии министры транспорта соседней страны в Мурманской области еще не бывали. Сотрудничество по этой теме ведется между нашими государствами довольно активное, но сосредоточено оно в основном на Москве и Санкт-Петербурге. Точнее, на транспортном сообщении между двумя российскими столицами и Хельсинки.

- И нам хотелось бы подчеркнуть, что развитие взаимодействия в области транспорта именно в северных регионах наших стран является очень важной для нас задачей. Мы ни в коем случае не должны забывать о том потенциале и тех возможностях, которые существуют у нас в Лапландии и в Мурманской области, - сказала финский министр.

Дмитрий Дмитриенко в свою очередь заметил, что правительство России также придает большое значение приграничному сотрудничеству, и, воспользовавшись случаем, передал госпоже Вехвиляйнен привет от российского министра транспорта Игоря Левитина. Глава региона напомнил, что во время недавнего визита Левитина в Мурманск именно эти вопросы были одними из главных наряду с обсуждением реализации проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла.

Его реализация, по мнению главы региона, может затронуть интересы многих государств.

- Этот проект в значительной степени может изменить логистику продвижения грузов по территории России и сказаться на взаимодействии с рынками Северной Европы и Америки, - заметил Дмитриенко. - И безусловно, он будет иметь большое значение для развития взаимоотношений между Россией и Финляндией в частности. Вы знаете, что так называемый мультипликативный эффект от создания порта и крупных инфраструктурных объектов оценивается коэффициентом семь-восемь. То есть на одного работника транспортной отрасли приходится еще семь-восемь человек, работающих на предприятиях по ее обслуживанию.

Глава региона обозначил и другие перспективы, которые могут заинтересовать финскую сторону.

- Мы обратились в правительство России и думаем, что получим поддержку по вопросам создания в районе Мурманского транспортного узла портовой особой экономической зоны, а возле Териберки, где планируется строительство специализированного порта по перегрузке сжиженного газа, - особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Это позволит потенциальным инвесторам получить некоторые льготы и, соответственно, повысит эффективность их капиталовложений.

По мнению губернатора, первый визит финского министра транспорта лишний раз подтверждает, что мировое экономическое сообщество действительно серьезно наблюдает за тем, что происходит в Мурманской области.

- Глубоко финансовые вопросы мы, конечно, еще не обсуждали, это все-таки первый визит. Но финны готовы разговаривать об инвестировании в приграничное дорожное строительство на условиях частно-государственного партнерства, - рассказал после встречи журналистам Дмитрий Владимирович. - В любом случае своими технологиями в реконст-рукции наших дорог они будут участвовать стопроцентно.

Как заметил губернатор, финны заинтересованы участвовать и в проекте по освоению Штокмановского месторождения. Но здесь «главную скрипку» играет международный российско-норвежско-французский консорциум. И если он решит расширить географию своих участников, то финская сторона сможет попробовать свои силы. Столь глобальное предприятие потребует немалого обеспечения и обслуживания, то есть создаст тот самый мультипликативный эффект.

- Это перевозки, услуги, обеспечение продуктами и все, что может потребоваться. И в этом смысле я, думаю, мы не обойдемся без финской стороны, поскольку они умеют это делать хорошо, - добавил глава региона. - Но это не значит, что они все будут делать сами. Они будут осуществлять организацию и привлекать к сотрудничеству наших граждан.

Фото: Федосеев Л. Г.
Визит министра транспорта Финляндии. Дмитрий Дмитриенко и Сергей Смитюшенко.
Фото: Федосеев Л. Г.
Визит министра транспорта Финляндии.
Фото: Федосеев Л. Г.
Визит министра транспорта Финляндии.
Фото: Федосеев Л. Г.
Визит министра транспорта Финляндии.
Фото: Федосеев Л. Г.
Визит министра транспорта Финляндии.
Екатерина КОЗЛОВА