Век рекламы короток, она живет, покуда продается товар или идет кинофильм. На ней редко фокусируют внимание, воспринимая пестрые афишки чаще всего как докучную неизбежность. Есть, однако, явление в мире рекламы, по праву занимающее почетное место на страницах мировой истории искусств. Имя ему - польский плакат. Посвященная ему экспозиция на днях открылась в областном художественном музее в рамках фестиваля «Польская культурная весна в Мурманске».

Фестивалю музей предоставил добрую половину своего пространства, здесь одновременно работают три выставки. Кроме плаката представлены факсимильные репродукции графики из собрания Национального музея в Варшаве, а также шелкография петербурженки Надежды Анфаловой - пейзажи Варшавы и Кракова.

На вернисаже искушенная публика вспоминала, какой ажиотаж вызывал польский плакат в Советской России. В стране, где дизайнерские изыски проявлялись разве что в наглядной агитации, а реклама сводилась в основном к призывам хранить деньги в сберегательной кассе, подобные экспозиции казались окном на Запад. Впрочем, секрет польского плаката прежде всего в его художественных достоинствах. Поляки превратили вполне прикладное явление в произведение искусства, которым можно наслаждаться и о котором спорить.

Считается, что «золотой век» плаката в Польше начался... из-за банальной бедности и скудости возможностей. В небогатой республике издательская база оставляла желать лучшего, печать влетала в огромные деньги. И вот место типографии заняла каллиграфия, а место фотопечати - мастерский рисунок. Популярность жанра не знала границ, и уже в 1965 году в Польше открылся первый в мире музей плаката.

Сорок работ на выставке - сорок театральных афиш. Чехов, Толстой, Достоевский, русские классики дают огромное поле для интерпретаций. Осмыслить будущий спектакль, перевести на язык изобразительного искусства, найти зерно, интригующее зрителя и отвечающее замыслу режиссера, - немало задач для рекламщика... Но только тогда, когда они решены, из ремесленника он превращается в художника...

Чтобы в обыденность привнести поэзию, нужно еще одно условие - животворящий дух, творческое горение - так считает известная петербургская художница Надежда Анфалова, автор выставки «Варшава - Краков: светотени двух столиц». Надежда - участница более чем трехсот показов и фестивалей, по специальности - книжный график, по духу - путешественник. Охота к перемене мест четыре года назад впервые привела ее в Польшу.

- Это было в первые дни января, а вы знаете, какими безлюдными бывают города в это время, - вспоминает Анфалова. - Я бродила по улицам в совершенном одиночестве и наслаждалась чудесным состоянием природы. Было пасмурно - никакого туристически-открыточного «солнце-небо-облака», но тепло. Туман, влага, полумрак...

Мосты, улочки, брусчатка, силуэты костелов, уходящие в туман. В монохромные листы надо вглядываться, они говорят вполголоса, почти шепчут. Останешься наедине с этими пейзажами и услышишь, как гулко звучат шаги в крохотных переулочках.

Так часто бывает у Анфаловой - она рисует безлюдье, пытается вглядеться в незамутненный лик города, понять его душу. Это не буквальный реализм, не «в лоб», а исподволь. Сразу замечаешь: на пейзажах нет печати времени.

- Да, мне показалось, что в Польше жив дух Средневековья, какой-то романтической сказки, - говорит художница. - Такими и попыталась изобразить две столицы этой страны - современную, Варшаву, и древнюю, Краков.

Анфалова успела изъездить полмира. Индия, Сирия, Марокко, Ливан - за рулем автомобиля исколесила самые разные уголки планеты. В Мурманске она впервые - но не ее произведения. Несколько лет назад ее работа участвовала в межрегиональной выставке молодых художников «Точка росы», экспонировалась в областном художественном музее и даже была им куплена.

Произведения Надежды, представленные в музее сейчас, выполнены в технике шелкографии, то есть трафаретной печати по авторскому рисунку.

Пейзажи Анфаловой будут экспонироваться в Мурманске до 16 мая, а польский плакат и коллекция репродукций из национального собрания задержатся в Заполярье на неделю дольше.

Фото: Федосеев Л. Г.
Веслав Валкуски. «Закулисные истории» по произведениям А. Чехова.
Фото: Федосеев Л. Г.
Надежда Анфалова.
Фото: Федосеев Л. Г.
Рафал Ольбински. Афиша спектакля «Страсть по пьесе» П. Николаса.
Татьяна БРИЦКАЯ