На реке Коле вблизи поселка Молочный уже второй месяц идут большие работы. Сначала ремонтники занимались демонтажем обрушившегося моста. Сейчас, после того как русло реки очищено, начался монтаж гигантской металлической конструкции - пролетов, которые установят над водой.

С самого начала приняли решение, что новая железнодорожная переправа не будет иметь опор, стоящих в русле реки. Общая длина моста составит 110 метров, держаться он будет на береговых сваях, которые в эти дни и сооружают строители. После того как конструкцию соберут, ее способом надвижки перекинут на другой берег. Специалисты уверяют, что прослужить новый мост сможет больше 100 лет и по своим характеристикам превосходит старый. Еще бы! Рухнувший построили еще в начале 30-х годов прошлого века. Он простоял 90 лет, уцелел в годы Великой Отечественной и до последнего времени являлся единственной ниточкой, связывающей Мурманск с остальной Россией.

Мост рухнул - и нить прервалась. Какой ущерб был нанесен экономике - и региона, и всей страны, - еще предстоит подсчитать. Очевидно, что он исчисляется астрономическими суммами. И дело даже не в деньгах, не в упущенной прибыли предприятий, а в репутационных потерях. Из-за того что наш морской порт не смог принимать грузы - уголь, руду, минеральные удобрения и так далее, - их пришлось отправлять через порты недружественной нам Прибалтики. Еще хорошо, что железнодорожники вовремя заметили неисправность, предотвратили крушение поезда.

Кто же виноват в том, что мост не устоял? И должен ли кто-то нести за это ответственность? Ответы на эти вопросы ищут в Мурманском следственном отделе СКР на транспорте Следственного комитета России.

То, что с мостом что-то неладное, заметили машинисты одного из локомотивов состава с углем. Сообщили диспетчеру. Аварийная бригада тут же выехала на место и обнаружила, что одна из опор, стоящих в русле реки, сместилась на несколько сантиметров. Движение тут же остановили.

Сначала решили укрепить опору - к ее основанию с железнодорожных платформ стали ссыпать гравий. Затем принялись строить каменную перемычку между двумя близкими к берегу опорами, чтобы добраться до аварийной. Но поток воды за счет сужения русла только усилился, опору стало подмывать сильнее, и в результате днем 1 июня мост рухнул.

- Мы сразу же вошли в оперативный штаб при губернаторе и владели всей информацией о происходящем на месте ЧП, - рассказал руководитель Мурманского следственного отдела СКР на транспорте Следственного комитета России Артем Кытин. - В первые же сутки изъяли всю необходимую документацию, которая касалась этого железнодорожного моста. Выяснилось, что мост построен в начале 30-х, но несколько лет назад его капитально ремонтировали.

Первая версия была: мост не выдержал бурного потока воды, образовавшегося в результате аномального паводка на реке Коле. Но ее почти сразу отбросили. По данным метеорологов, и в прежние годы были подобные паводки. В 1996 году, к примеру, уровень воды в этом месте реки был гораздо выше. То есть к природе претензий нет, виноваты все-таки люди. Но кто?

- Одна из версий, которая рассматривается нами сейчас, - некачественно проведенный капитальный ремонт. Мы сразу же изъяли всю документацию как у подрядчиков, делавших его, так и у проектировщиков, - рассказал Артем Кытин. - Был назначен целый комплекс экспертиз, цель которых - установить, что было выполнено не так, почему опора не выдержала потока воды и рухнула. Вообще, с самого начала расследования стало понятно, что объем работ, стоящих перед следователями, большой. Подобного рода уголовные дела расследуются очень скрупулезно, с привлечением профильных специалистов, ученых. В данном случае из университета путей сообщения.

Еще одна версия - подмыв опоры произошел из-за того, что мост неправильно эксплуатировался. Документы о том, как железнодорожники следили за этой переправой после того, как ремонт завершился, также изучают следователи.

И, наконец, обрушение моста могло произойти непосредственно из-за работ по укреплению опоры, которые в экстренном порядке, не дожидаясь спада воды в Коле, стали проводить железнодорожники - засыпать русло гравием, сооружать каменную перемычку.

- Так что, круг подозреваемых достаточно широк. Если выяснится, что были ошибки в проектировании капитального ремонта моста или в процессе этих ремонтных работ, специалисты, ответственные за это, могут понести наказание за халатность. Если мы установим, что причиной ЧП была ненадлежащая эксплуатация моста, виновные будут наказаны за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте, - сказал Артем Кытин.

Двухмесячный срок следствия по уголовному делу о крушении моста через реку Колу истекает уже в начале августа.