Опасное маневрирование

Неделя началась с заявления бывшего командующего Северным флотом. Оно было сделано в интервью РИА Новости. Адмирал Вячеслав Попов смоделировал ситуацию, при которой атомная подводная лодка «Курск» погибла от столкновения с субмариной НАТО.

- Подводная лодка, которая столкнулась с «Курском», следила за «Курском», видимо, но не сумела в тех условиях состояния моря и всех иных условиях обеспечить безопасность, слишком приблизилась, либо маневр «Курска» привел к потере контакта... Я с вероятностью 90 процентов знаю ее наименование, но для того чтобы публично называть, нужно иметь доказательства и выложить их. Я их выложить не могу. Натовская подводная лодка. И она была там, в районе, где она столкнулась с «Курском», - сказал бывший командующий Северным флотом.

Напомним, «Курск» затонул 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море. Это произошло в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. По официальной версии - в результате взрыва торпеды на борту и последующей детонации боезапаса. Все 118 членов экипажа погибли. Вот что, по мнению адмирала Попова, происходило на натовской субмарине накануне столкновения и взрыва.

- Ну он слышит, слышит, слышит, слышит и следит: вот «Курск», вот лодка. А потом «Курск» совершает какие-то действия, маневр какой-то или действия технические, что у него меняется или пропадает, или снижается уровень шумности. Он перестает его видеть, он стремится подскочить, чтобы услышать снова, чтобы контролировать. А он в это время совершил поворот, вот тебе на, вот тебе столкновение. Ну, я моделирую, - рассказал Попов.

Кто подавал SOS?

По его словам, столкновение пришлось на носовую часть российской АПЛ, у «Курска» был поврежден торпедный аппарат, произошел взрыв, началось затопление первого отсека, и подводная лодка ударилась о дно моря.

- Детонация всего торпедного боезапаса и разрушение первого отсека. Не только первого - первого, второго, третьего. И четвертый разрушен тоже. Второй взрыв мощнейший. И вот от первого столкновения, от собственного столкновения, и от второго мощного взрыва пострадала и иностранка, почему и лежала тоже на грунте до восстановления способности двигаться, но с ограничениями, - объяснил адмирал.

Он отметил, что сигналы SOS в тот день подавал не «Курск», а находившаяся рядом и получившая повреждения субмарина. Противолодочная авиация ВМФ России вскоре обнаружила ее у берегов Норвегии.

- Она некоторое время находилась на грунте, восстанавливала способность двигаться. И, когда восстановила, пошла к себе в базу, что было зафиксировано нашей противолодочной авиацией уже у берегов Норвегии, - сказал Попов.

Он напомнил, что учения Северного флота в августе 2000-го проходили в том числе в нейтральных водах.

- А задача, одна из задач, а в мирное время ее считать можно одной из главных задач - ведение разведки силами подводных лодок. Там не одна была подводная лодка, по моим данным, было три подводные лодки, они вели нормальную разведку, заведомо зная, что будет проводиться на Северном флоте большое учение, - сказал бывший командующий.

Надо отметить, что о версиях гибели «Курска» адмирал Попов говорил уже. Еще в 2000-м в документальном фильме Аркадия Мамонтова о «Курске» Попов подчеркивал, что для него «главной версией является столкновение с неустановленной пока подводной лодкой, которая ударила в самое уязвимое место нашей лодки этого проекта, конечно, неосознанно». Однако тогда адмирал не указал ее принадлежность и тот факт, что знает ее название.

Мнения и сомнения

Заявление Вячеслава Попова тут же начали комментировать эксперты, официальные и неофициальные лица. Надо отметить, что мнения высказываются разные.

К примеру, бывший начальник главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко заявил РИА «Новости», что склонен верить в предположение адмирала Вячеслава Попова.

А вот известный политик, бывший член Совета Федерации Франц Клинцевич в интервью Федеральному агентству новостей выразил сомнение:

- Когда все это произошло, я был депутатом Госдумы, и мы тогда изучили огромное количество документов, ознакомились с разными точками зрения, выслушали все предположения. Да, теоретически тогда рассматривалась версия, что к трагедии могло привести какое-то внешнее воздействие на нашу подлодку или столкновение. Но, когда «Курск» подняли, и еще до этого, когда лодку изучали водолазы, появилась информация, что согласно полученным данным причиной аварии стало не столкновение, а взрыв. Эксперты утверждали, что причиной взрыва стала детонация боезапаса из-за не до конца вышедшей из торпедного аппарата ракеты.

В свою очередь, в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» член комитета Государственной думы по обороне Юрий Швыткин, подчеркивая, что придерживается официальной версии гибели «Курска», допустил, что расследование трагедии может возобновиться - в случае выявления новых обстоятельств:

- Если Генеральная прокуратура найдет основания для возбуждения уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам, то будет также проведено соответствующее расследование. Во второй половине дня стало известно, что версию гибели «Курска» из-за столкновения с субмариной НАТО в Кремле комментировать не стали. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в свое время следствие установило причины трагедии.

- Мы ее оставляем абсолютно без комментариев. Было следствие, следствие пришло к окончательному выводу, поэтому появление каких-то других гипотез не хотим комментировать, - сказал Дмитрий Песков.

Как бы то ни было, заявление бывшего командующего Северным флотом заставило всех нас в очередной раз вспомнить о трагедии, которая более 20 лет назад потрясла мир.