Это случилось в минувшую субботу. Во второй половине дня сотрудники Октябрьского отделения РЖД на 1436-м километре обнаружили искривление пути. Позже выяснилось, что из-за сильного потока воды в реке Коле сначала треснула, а потом сместилась на 20 сантиметров одна из опор моста. Движение поездов было прекращено. На место ЧП отправили восстановительный поезд и бригаду из 20 человек. Однако вчера днем опора все-таки не выдержала и рухнула вместе с двумя многометровыми железобетонными пролетами.

Уже в субботу, когда стало известно, что опора поползла, к ее основанию, чтобы укрепить, вагон за вагоном стали высыпать бутовый камень.

В результате изучения строительной документации выяснилось, что построен этот мост в конце 1930-х годов, дважды ремонтировался. Последний раз - в 2014-м, однако фундамент тогда не трогали. В результате сильнейшего паводка основание не выдержало.

В воскресенье на месте аварии побывал губернатор Мурманской области.

- Спасибо коллегам из РЖД, которые оперативно зафиксировали эту проблему с опорой. Движение пассажирских и грузовых поездов было своевременно остановлено, - заявил Андрей Чибис. - Своевременная реакция на эту ситуацию позволила избежать непредсказуемых последствий.

Нынешняя авария не первая на этом участке железной дороги. 20 лет назад, 19 мая 2000 года, неподалеку, на 1429-м километре во время паводка Кола подмыла большой участок насыпи. Грунт сполз в речку, его унесло потоками воды, местами рельсы и шпалы просто висели в воздухе. На несколько дней движение поездов прекратилось,

Два года назад, 24 марта 2018 года, вблизи станции Выходной с рельсов сошли и опрокинулись 14 вагонов, груженных апатитовым концентратом. 300 метров пути оказались разрушены. Тогда движение восстановили довольно быстро, но пассажирам ситуация доставила неудобства. Составы доходили только до станции Магнетиты, оттуда же отправлялись на юг.

Так произошло и в этот раз. В субботу вечером поезд № 21 из Петербурга доехал до Выходного. Там люди пересели в автобусы и на них добрались в Мурманск. А фирменная «Арктика» осталась на вокзале. Ее пассажиров привезли и разместили в освободившемся 21-м поезде, который отправился в Москву. За проезд в нефирменных вагонах РЖД обещала выплатить компенсацию.

В воскресенье и понедельник с вокзала в заполярной столице курсировали автобусы. Такой порядок сохраняется и сегодня. Посадка проводится по билетам, ехать могут только пассажиры без провожающих. В Выходном людям с тяжелыми сумками при необходимости оказывают помощь при посадке. В РЖД рекомендуют всем отъезжающим захватить с собой теплые вещи на случай, если придется ждать поезда на перроне, ведь обустроенного большого вокзала в поселке нет.

По информации администрации Кольского района, для перевозки людей задействовано восемь автобусов. Маршрут от центра Мурманска до станции Выходной, а это 22 километра, они преодолевают за полчаса.

Ситуацию с пассажирскими перевозками упрощает то, что из-за пандемии количество путешественников уменьшилось, многие поезда отменены. В эти дни ежедневно курсируют 2-3 состава в Санкт-Петербург, Москву, Вологду и обратно. Сложнее с грузовым сообщением. Товарные составы не могут проехать ни в Мурманск, ни в Печенгский район.

Губернатор обратился с просьбой ко всем экстренным службам оперативно реагировать на изменение ситуации. Причем при оказании помощи исходить не только из того, имеются ли в зонах подтопления жилые постройки. Надо минимизировать ущерб, который паводок может нанести предприятиям. Андрей Чибис попросил региональные министерства транспорта, экономического развития, инвестиций проанализировать со специалистами из РЖД возможность доставки и отправки особо важных грузов.

Вчера постановлением администрации Кольского района в районе аварии введен режим чрезвычайной ситуации. На мосту продолжили работу геодезисты, началась подготовка к его ремонту. Сначала предполагалось, что с помощью двух восстановительных поездов, направленных из Мурманска и Кандалакши, удастся демонтировать два железобетонных пролета. Составные части этих конструкций предполагалось доставить из Южного и Приволжского федеральных округов.

По мнению председателя областного комитета по обеспечению безопасности населения Владимира Гусева, ориентировочный срок восстановления треснувших опор, укладки новых пролетов и железнодорожного полотна - две недели.

Однако события развивались стремительно. И вот в половине третьего дня опора окончательно накренилась и пролеты поползли в реку. По счастливой случайности никто не пострадал. Глава региона немедленно прибыл на место ЧП, где уже был развернут оперативный штаб РЖД. Работала тяжелая техника, экскаватор вычищал русло под уцелевшим пролетом, чтобы ослабить потоки воды.

Андрей Чибис отметил, что РЖД и все профильные структуры, ведомства и организации оказывают всевозможную помощь в сложившейся ситуации для ее исправления.

- Стихия взяла свое. Главное, что меры для остановки движения поездов на участке приняты своевременно. Удалось избежать человеческих жертв. А мост предстоит восстановить. Мобилизованы силы и средства для нормализации ситуации, - сказал губернатор.

Он также сообщил, что, как только стало известно о проблеме с поврежденным мостом, было принято решение о скорейшей работе на втором участке железной дороги, который строится как часть Мурманского транспортного узла. Это позволит доставлять грузы, продовольствие и прочее в заполярную столицу железнодорожным транспортом.

Новый путь пойдет от станции Выходной в Мурмаши, затем по уже имеющейся ветке в Колу и Мурманск. Основным развязочным центром для поездов при этом станут Мурмаши. Там уже есть пять путей и возможность организовать маневрирование локомотивов.

О сроках ликвидации аварии, строительства новой ветки и возобновления движения грузовых и пассажирских поездов пока не сообщается.

Глава региона подчеркнул, что всех, кто работает и приедет работать на объект, обязательно проверят на коронавирус.

В Мурманской транспортной прокуратуре ведется расследование обстоятельств приостановки движения поездов и проверяется соблюдение прав пассажиров.