Спасены только двое

Кромешная тьма полярной ночи, шторм с высотой волн 4 метра, сильный ветер - в порывах до 25 метров в секунду, мороз минус 20 - в таких условиях сейчас идут поиски пропавших рыбаков из команды судна «Онега», потерпевшего позавчера около 4 часов утра кораблекрушение в Баренцевом море близ Новой Земли. Позавчера были спасены лишь два человека - второй помощник капитана Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин. Их подняли на борт СРТМ «Войково», которое находилось недалеко от «Онеги».

Спасенные - без следов обморожения, но в шоковом состоянии.

Как сообщило Североморское теруправление Росрыболовства, капитан «Войково» Ермаков 28 декабря получил сигнал бедствия в 4.08. В 4.12 судно пропало с навигационных систем. И не стали видны бортовые огни «Онеги». По словам Ермакова, вследствие сильного шторма и низкой температуры (-15°C) шло активное обледенение. «Войково» немедленно направилось к месту катастрофы, где обнаружило двух человек.

По данным Росрыболовства, техническое состояние «Онеги» соответствовало условиям плавания в осенне-зимний период. Последнее освидетельствование судно проходило в октябре 2020 года в Архангельске. Кроме того, перед выходом в рейс из Киркенеса судно проверили соответствующие службы Норвегии.

Позавчера на месте катастрофы работали суда «Войково», «Освейское», «Капеллан» и «Антиас». Сейчас туда идет спасатель Росрыболовства «Микула», прибудет - завтра. Общее руководство ведет Североморское ТУ Росрыболовства.

Как сообщила объединенная пресс-служба этого агентства, вчера в ходе заседания оперативного штаба было поручено организовать немедленную доставку спасенных рыбаков на берег. И оповестить всех судовладельцев и капитанов судов, находящихся на промысле, о необходимости неукоснительного соблюдения техники безопасности в зимний период. Это касается не только Северного, но и Дальневосточного бассейна, где 1 января начинается Охотоморская путина.

Кроме четырех судов позавчера использовали самолет Ил-38 Северного флота с четырьмя спасательными капсулами на борту и спецоборудованием для спасения терпящих бедствие на море. Поднята по тревоге группа пловцов-спасателей из Архангельска с необходимыми техническими средствами. Понадобится - перекинут к месту крушения.

В районе гибели «Онеги» найдено только три спасательных круга. Поисковая операция продолжалась всю ночь. Работали 200 человек и девять единиц техники.

К сожалению, надежды на спасение живых членов экипажа осталось крайне мало, слишком много времени прошло в условиях суровых погодных условий. Ранее сообщалось, что на борту затонувшего судна были специальные гидрокостюмы, которые позволяют длительное время находиться на плаву при низких температурах воды, но воспользоваться ими в условиях промысла, когда одна часть экипажа на вахте, а редкие свободные минуты моряки используют для отдыха и сна, почти невозможно. К тому же крушение произошло внезапно. Опрокидывание корабля, по словам очевидцев, было стремительным. Сильный мороз, теплое по сравнению с воздухом море.

Теплый воздух от воды в таких ситуациях стремительно поднимается вверх, из-за чего очень быстро наступает обледенение вант, мачт, всего такелажа. И их там, наверху, уже не отбить ото льда. Меняется центр тяжести корабля, и вот тут опасность перевернуться становится реальной.

Ошибка судоводителя? Шторм со льдом?

В рыбацком сообществе почти все друг друга знают. Многие мурманские рыбаки в разное время трудились бок о бок с «онежанами». Трудились, дружили, вместе ходили в далекие рейсы. Они сейчас вспоминают те дни совместной рыбалки и дружеского общения, обсуждают в социальных сетях возможные причины трагедии. В этом предстоит разобраться целой группе следователей и экспертов.

Версии разные. Вот, что сказал мне председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев:

- Да, судно старое, ему 41 год, но оно поддерживалось в хорошем техническом состоянии, - отметил Владимир Юрьевич. - Предпосылок, что оно вышло в рейс не готовым к работе, я не вижу. Судно принадлежит РК имени Калинина, а колхоз этот очень хороший, крепкий. Никогда они не экономили на судоремонтах. Поэтому это или ошибка судоводителя, или шторм... Надо уточнить немаловажный факт: у этого ярусника нет ограничений по погоде, даже в сильный шторм он может оставаться в районе промысла. Задраить перекрытия, встать «носом на волну» и штормоваться - не страшно.

По мнению Владимира Григорьева, причиной катастрофы могло стать обледенение:

- Если был сильный мороз, градусов 20, то обязательно надо обкалывать лед. Все свободные члены экипажа с ломом в руках выходят на эту вахту. Но, к сожалению, сейчас не лучшая подготовка экипажей. Хорошо, если у моряков остались какие-то старые навыки. Обкалываться при обледенении - это в ущерб рыбалке. И не всякий капитан на это пойдет. Это достаточно частая ситуация, - сказал Владимир Григорьев. Он допустил, что сил небольшого экипажа могло не хватить на то, чтобы обкалывать лед и одновременно вести промысел и обрабатывать улов. Но вот что именно послужило причиной катастрофы, это предстоит выяснить специальной комиссии.

Вчера в Кольском крае был объявлен День траура. Об этом в видеообращении к северянам сообщил губернатор Андрей Чибис. По всему региону были приспущены государственные флаги России и Мурманской области. Организациям, телерадиокомпаниям и учреждениям культуры рекомендовано отменить развлекательные мероприятия и передачи.

- Это горе не только для семей. Это горе для всего города, горе для всего Севера. Наши рыбаки не вернулись домой, - сказал глава региона. - Свои соболезнования уже выразили президент Владимир Путин, председатель правительства Михаил Мишустин и патриарх Кирилл.

Андрей Чибис встретился с близкими погибших членов экипажа «Онеги».

Мурманская область готова оказать семьям погибших моряков траулера «Онега» любую необходимую поддержку, исходя из каждой конкретной жизненной ситуации. Об этом заявил губернатор Андрей Чибис в ходе личной встречи с близкими погибших.

На встречу с губернатором пришли 36 человек - родственники, жены, близкие друзья рыбаков, ставших жертвами трагедии у берегов Новой Земли.

В разговоре с ними помимо главы региона приняли участие председатель рыболовецкого колхоза им. М. И. Калинина Андрей Заика, начальник ГУ МЧС по Мурманской области Руслан Назаров, капитан морского порта Мурманск Эдуард Безукладов, а также сотрудники следственного комитета и прокуратуры.

Близкие погибших моряков получили возможность обсудить с представителями следственных и надзорных органов формальные вопросы, в том числе процедуру признания их потерпевшими.

Глава компании-судовладельца подробно пояснил, в каких местах находились и чем были заняты моряки в момент катастрофы. По его словам, команда в это время выбирала трал. Еще раз было подтверждено, что судно при выходе на промысел находилось в исправном состоянии.

В настоящее время траулер «Онега» лежит на глубине около 120 м. В район затопления судна выдвинулся морской спасательный буксир «Микула» с глубоководным роботом и подготовленными водолазами на борту. Расчетное время прибытия на место - 13.00 30 декабря. Исследование затонувшей «Онеги» будет произведено, как только позволят погодные условия.

В ходе встречи сотрудники регионального министерства труда и социального развития помогли некоторым из приглашенных заполнить документы на получение материальной помощи. Кроме того, несколько семей обратились к губернатору за иными видами поддержки, помощь им будет оказана индивидуально.

Из резервного фонда правительства Мурманской области выделено 15,5 миллиона рублей на оказание материальной помощи семьям погибших и пострадавшим в результате катастрофы «Онеги» из числа жителей Заполярья. Семьи погибших получат по 1 миллиону рублей, пострадавшие - по 500 тысяч рублей.

С родными и близкими моряков работают психологи, для оказания им при необходимости экстренной помощи круглосуточно дежурят медики. По всем вопросам, связанным с получением выплат, каждую семью консультируют сотрудники регионального минсоцразвития и работники центра соцподдержки.