Свыше 150-ти метров рельс украли недавно с тупикового пути на станции Пяйве. Позвонил и сообщил об этом в милицию мастер железнодорожного участка. При утреннем обходе он не досчитался части вверенного ему хозяйства. На той же станции, чуть раньше обнаружилось около 80 метров раскуроченного железнодорожного тупика. Похитители уже успели разрезать металл на куски и подготовить к вывозу.

Кражи металлических составляющих, довольно распространенное явление на мурманском участке Октябрьской железной дороги. В конце того месяца, к примеру, на станции Апатиты в сортировочном парке разоборудовали рельсовый стык, сняли накладки и болты. Всего за полгода похищено более 45-ти тонн рельсов. За прошлый год вырезали около сорока километров пути. И это только то, что уже стало известно. Возможно, на самом деле ситуация гораздо хуже. Причем, не всегда рельсы снимают с запасных и тупиковых веток. Воры создают реальную угрозу многим человеческим жизням. В начале июня на станции Выходной похищено более 100 метров действующего подъездного пути. В том году недалеко от Мурманска едва не случилась авария. Было изуродовано 70 метров железной дороги. Если бы тогда машинист вовремя не заметил повреждения полотна, поезд сошел с рельс.

- Из всего черного металла, железнодорожный самый дорогой. Он очень высокого качества, относится к разряду стратегических, - рассказывает начальник отделения по борьбе с преступными посягательствами мурманского линейного отдела внутренних дел на транспорте Сергей Шевчик. - При незначительных затратах отрезанные рельсы приносят приличный доход. В месяц можно заработать до тысячи долларов. Скажем, 150 метров - это около десяти тонн. Тонна стоит 70-80 долларов. Режущие оборудование - газовый резак и два баллона в магазине найти не проблема, да и стоит оно не слишком дорого. Самую большую прибыль имеют организаторы преступного бизнеса. Для непосредственного исполнения они, как правило, нанимают работяг - опустившихся и сильно пьющих. Те трудятся бригадами по пять-шесть человек в каждой. В области действует четыре-пять таких компаний. Сначала объезжают намеченный район на легковой машине, присматривают удобное место. Потом подгоняют грузовую. В районе мурмашинского старого кладбища мы даже как-то обнаружили палатку - воры там жили какое-то время.

Если сумма похищенного чермета превышает 600 рублей, объясняет Шевчик, заводится уголовное дело. Однако, есть такой нюанс. Справку о ценности украденного выдают по его балансовой стоимости. Она намного ниже рыночной. Поэтому риск грабителей оправдан. Некоторых приходится отпускать, поймав с поличным. Даже тем, на кого удается все-таки завести дело, грозит года два, да и то, скорее всего, условно. Такая перспектива их не слишком пугает. Был случай, вора задержали с большим трудом, при этом сотрудник милиции получил ранение. А преступник не стесняясь заявляет: "Воровал и буду воровать". Одной из бригад помогал сам мастер участка на железной дороге. Когда все открылось, его уволили. Сейчас по имеющийся оперативной информации, этот человек устроился на другую работу, но дело не бросил.

С реализацией награбленного проблем нет. Владельцы приемных пунктов во время проверок заявляют, что на весь лом есть соответствующие документы. Они на самом деле имеются. С частниками, от которых принимать чермет не разрешено, рассчитываются наличкой специальные люди, которые постоянно дежурят возле пунктов. Такие связи хорошо отлажены. Чтобы не проколоться, часто договариваются через знакомых. Затем лом оформляется на какую-нибудь организацию и сдается от ее имени. Что интересно, порой металл принимают от фирм, которые с ним явно не работают. Например, от предприятия, выпускающего рыбопродукцию. Это сразу вызывает у милиции определенные подозрения.

Уже подготовлено официальное обращение от имени начальника Мурманского ЛОВДТ Ковалева к главному федеральному инспектору по области Владимиру Лосеву и губернатору Юрию Евдокимову. В нем говорится о том, что для своевременного выявления преступлений, связанных с хищениями металла и технического имущества на железной дороге, ежемесячно проводятся специальные проверки вместе с ее администрацией. С территориальными ОВД организуются оперативно-разыскные мероприятия по выявлению физических и юридических лиц, нарушающих порядок приема черных и цветных металлов. Вместе с таможенными и налоговыми органами контролируются и отправители лома, осуществляющие его перевозку по России и на экспорт.

Милиционеры просят помочь урегулировать сложившуюся в области ситуацию правовыми документами. Сегодня законодательные акты не регламентируют порядок утилизации металла данной категории. Это позволяет скупщикам и перепродавцам лома черных металлов принимать его нелегально. Также надо отнестись стороже к выдаче лицензий заготовителям, уверены в транспортной милиции.

Наталья БРАВИНОВА