Их уже нет в живых, этих 14 человек. Они погибли на дорогах Кольского полуострова в этом году. Причем «Четверо сами находились за рулем, то есть даже и винить некого... Но боль родных и близких от этого не становится меньше.

В жизни можно исправить почти все, кроме одного - вернуть человека с того света... Исправить подобные драмы нельзя, но можно предотвратить. И вроде бы не так уж сложно - достаточно, чтобы люди просто взялись за ум. Ведь, по данным следователей, трагедии на дорогах в 60 процентах случаев происходят из-за элементарного превышения скорости: лихачи носятся по трассам, невзирая на дорожные условия, запретительные знаки и пешеходов. 25 процентов происшествий происходит из-за того, что машины выезжают на встречную полосу. В остальных случаях водителей подводят самонадеянность и легкомыслие. Об этом шла речь на брифинге в следственном управлении УВД области.

- Мы говорим только о тех случаях, которые подразумевают уголовную ответственность, - уточнил начальник управления Андрей Петрухин, - то есть повлекших гибель людей или нанесших тяжкий вред их здоровью.

Насколько безответственными бывают некоторые водители, говорит, например, такой случай. Не так давно завершился суд по поводу происшествия, случившегося два года назад (следствие оказалось долгим, поскольку понадобилось провести много экспертиз). Водитель Стрельцов управлял КамАЗом с прицепом и, разворачиваясь на мурманской улице, сбил краем кузова прицепа двух девочек. В результате одна из них стала инвалидом.

Как оказалось, это был не первый подобный случай в его биографии. Еще в 1984 году Стрельцов совершил подобное преступление, в результате которого погибли три человека. Тогда он был осужден на 12 лет лишения свободы, на 5 лет ему было запрещено управлять транспортными средствами. Он отбыл наказание и вновь сел за руль. Однако, как видим, урок впрок не пошел. Октябрьский районный суд Мурманска в этот раз приговорил Стрельцова к одному году лишения свободы условно и выплате 976 тысяч рублей в пользу девочки, ставшей инвалидом... Кстати, это сообщение, прозвучавшее на брифинге, вызвало некоторое недоумение у части журналистов: не слишком ли мягкое наказание? Но, надо полагать, суд пришел к выводу, что как-то смягчить беду, виновником которой он стал, подсудимый сможет только деньгами - а значит, оставаясь на свободе.

Еще один пример водительской безответственности: в январе Р. Казюкин решил повеселить отдыхающих на турбазе недалеко от города Апатиты.

Привязал к «Жигулям» сани и стал катать людей. Неожиданно веревка оборвалась, сани, в которых находился мужчина, врезались в опору электроосвещения. Человек погиб. Казюкина привлекли к уголовной ответственности, дело находится в суде.

А вот совсем свежие факты. 15 мая в районе магазина «Форос» водитель «Жигулей» оставил свой автомобиль возле тротуара, где в это время стояла лоточница, продавая различный товар, и ушел. Машина, неправильно поставленная на ручной тормоз, внезапно покатилась и сбила женщину. Та получила множество травм. В ночь на 10 мая на дороге Кола - Мурманск столкнулись две машины. Результат: две женщины скончались. Сейчас ведется следствие.

Как сообщили работники управления, в этом году возбуждено 68 уголовных дел, связанных с гибелью людей или нанесением тяжкого вреда здоровью в результате ДТП. Что касается административной ответственности за нарушение правил движения - этим занимается ГИБДД.

Полковник Петрухин рассказал, что сейчас удалось добиться заметного увеличения раскрываемости преступлений, даже очень сложных. Когда во время ДТП погибает кто-то из находившихся в машине, то порой остальные всю вину сваливают именно на него, утверждая, что он был за рулем. Теперь экспертно-криминалистический центр УВД обладает уникальными, разработанными этим центром методиками, которые позволяют точно установить, кто вел машину, по чьей вине произошли столкновение или наезд.

С помощью этих методик было расследовано несколько трудных дел. Однажды на Кольском проспекте автомобиль врезался в электроопору. Пассажирка погибла. Приехавшим работникам милиции остальные находившиеся в машине стали давать противоречивые показания. И трудно оказалось выяснить, кто был за рулем. Но соответствующие экспертизы помогли найти точный ответ... В другом случае, когда опрокинулся автомобиль и погиб один из пассажиров, оставшиеся в живых стали дружно твердить, что якобы он и сидел за рулем. И опять методики ЭКЦ позволили восстановить истину.

Начальник следственного управления также сообщил, что окончено расследование уголовного дела, получившего большой общественный резонанс. Речь идет о том случае, когда КамАЗ на федеральной трассе «Кола» выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем, в котором находились сотрудники службы безопасности комбината «Североникель» (кстати, бывшие опера управления угрозыска УВД). Все они от полученных травм скончались. Дело водителя КамАЗа направлено в Кольский районный суд.

Зарема БОРОВАЯ.